grace notes библейские курсы

Наверх

Библиотека Grace Notes

Книги >

Статьи

А как же крещение?

Введение

События фильма «О, где же ты, брат?», вышедшего в 2000-м году, происходят в жарком штате Миссисипи в разгар депрессии 1930-х годов, и вращаются вокруг трех беглых каторжников. Разговорчивый Улисс Эверетт МакГилл (Джордж Клуни) со своими приятелями Делмаром О’Доннеллом (Тим Блейк Нельсон) и Питом Хогуоллопом (Джон Туртурро) пытаются заполучить обратно большую сумму денег, добытую в последнем ограблении и спрятанную поблизости от дома МакГилла.

Совершив побег, трое героев суетливо переезжают от города к городу и однажды натыкаются на большую группу людей, одетых в белые платья, поющих «Вниз по реке» и входящих в мутный поток, чтобы креститься. Вдохновленный их голосами, Делмар спешно пробирается к ним по воде, встает во главе очереди и без слов позволяет проповеднику его крестить. Смотря с берега на происходящее, Пит удивленно говорит Эверетту: «Делмар получил спасение!» Устало выбираясь из воды и подходя к своим друзьям, Делмар радостно провозглашает: «Вот и все, ребята! Я был искуплен… смыты все мои грехи и преступления. Теперь меня ждет прямой и узкий путь, и небеса будут моей наградой… теперь ни Бог, ни люди ничего не имеют против меня!»

В нашем мире так много людей, которые всем сердцем верят, что до тех пор, пока верующий во Христа не будет крещен в воде, его грехи не простятся, и он не сможет провести вечность с Создателем.

Действительно, Сам Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам креститься (см. Мф. 28:19), а также Апостол Петр:

Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2:38).

А в своем первом богодухновенном послании к Божьему народу Петр даже говорит, что именно крещение спасает человека:

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3:21).

Без сомнения, есть очень, очень много людей, которые скажут, что водное крещение – это абсолютно необходимый шаг для приобретения вечной жизни с Богом. Без него, говорят они, вечное блаженство невозможно. Они думают, что говорят это, основываясь на учении Божьего слова.

Проблема

Другие люди, однако, смотрят на это иначе. Их возражение этой идее, что водное крещение является абсолютным требованием Бога для получения вечной жизни, состоит в следующем: «Да, в Новом Завете есть несколько стихов, которые, как кажется, учат тому, что крещение необходимо для вечной жизни», но они вам также скажут, что существует множество стихов, которые учат, что вечная жизнь – это абсолютно безвозмездный дар, который дается на основании только веры и только во Христа (без каких-либо дел или обрядов). Они также отметят, что эти стихи являются ясными и недвусмысленными (например: Ин. 3:16; 5:24; 6:35-40, 47; 10:9, 27-30; 11:25-27; Рим. 3:24-26; 4:4-5; 6:23; Еф. 2:8-9 и многие другие).

Означает ли это, что сторонники того, что вечная жизнь является безвозмездным даром для верующих во Христа, считают водное крещение неважным? Вовсе нет. Они соглашаются с тем, что Сам Господь дал повеление креститься, и его нужно выполнять. Разница в том, что они просто не рассматривают его как условие получения вечной жизни, по причине большого количества новозаветных стихов, которые гласят, что вечная жизнь дается только через веру.

Вопрос

Таким образом, ключевой вопрос для обеих сторон состоит в следующем: в какой момент, согласно учению Писания, происходит возрождение (спасение)? В момент веры во Христа или в момент водного крещения? Если мы придем к ответу на этот вопрос, то мы сможем взглянуть на стихи, которые, казалось бы, учат о том, что крещение необходимо для вечной жизни, с большим пониманием.

Отправной точкой для нас должно быть согласие в том, что для толкования Писания должно использоваться Писание, и что менее ясные стихи на какую-то тему должны толковаться в свете ясных и однозначных стихов на эту же тему. Исследователи Библии называют это «аналогией веры» (основываясь на Рим. 12:6).

Момент Возрождения

Христиане, верующие в Божью благодать, убеждены в том, что возрождение происходит в момент, когда человек уверовал в Иисуса Христа:

Единственным условием вечного спасения является вера во Христа. Даже поверхностного прочтения Евангелия от Иоанна – единственной книги Библии, написанной с целью евангелизма (Ин. 20:31) – достаточно, чтобы это увидеть. «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47). «Верующий в Него не судится» (Ин. 3:18). «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек [духовно]» (Ин. 11:26). Библия – это Божье слово. Являясь таковым, оно не имеет внутренних противоречий. Мы можем быть уверены, что если эти и многие другие отрывки указывают на веру во Христа как на единственное условие получения вечной жизни и освобождения от осуждения, то так оно и является. Нет иных условий.

Количество отрывков, которые можно привести в качестве доказательства этого факта, весьма значительно (только в Евангелии от Иоанна слово «верить» используется 98 раз!). В этом вопросе Библия однозначна. Сам Иисус обещал, что в тот момент, когда человек уверует, он «перейдет от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Однако те, кто верят в необходимость водного крещения для вечной жизни, учат, что возрождение происходит в момент водного крещения:

…именно в акте крещения, этой кульминации посвящения человеком своей жизни Богу в вере и послушании, Бог, посредством заслуг крови Христа, очищает его от греха и поистине изменяет состояние человека, превращая чужака в гражданина Божьего царства. Крещение не является делом – по крайней мере, не человеческим. Это Бог совершает Свое дело – дело, которое под силу только Ему. Если считать, что концепция «возрождения через крещение» состоит в этом, то да, нас можно обвинить в приверженности этому взгляду. Это поистине сакраментальный взгляд на крещение.

Для подтверждения этого взгляда используются несколько ключевых стихов Нового Завета: Мк. 16:16; Ин. 3:5; Деян. 2:38; Рим. 6:3-4; Титу 3:5 и 1 Пет. 3:21. Некоторые люди считают, что эти стихи учат тому, что крещение является требованием для входа в вечное Божье царство, но, как мы уже видели, есть огромное количество стихов, которые явно учат обратному – только вера и только во Христа приносит вечную жизнь. Поэтому этот факт будет направлять наше понимание значения стихов, связывающих крещение со спасением.

Разбор трудных текстов о крещении

Марка 16:16 - Кто будет веровать и креститься

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16).

Несмотря на то, что первая половина этого стиха ясно утверждает, что тот, кто будет веровать и креститься будет спасен, вторая половина этого стиха содержит основание для осуждения: «а кто не будет веровать, осужден будет». Очень важно отметить, что наш Господь не включил крещение во вторую половину этого стиха. Он не говорит: «…кто не поверит и не крестится, будет осужден». Осуждение предназначено только тем, кто не поверит. Иисус выразился однозначно:

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:18, курсив добавлен).

Те, кто будут навечно отделены от Бога и Его Царства, будут отделены не потому, что не приняли водное крещение, а потому, что не уверовали.

Для прояснения Мк. 16:16 многие учителя используют следующую иллюстрацию:

Мк. 16:16 можно проиллюстрировать так: «Войди в автобус (и сядь на сиденье), и ты доедешь до стадиона. Тот, кто не войдет в автобус, не попадет на стадион». В этой иллюстрации сесть на сиденье – это промежуточная мысль. Единственное условие для попадания на стадион – это войти в автобус.

И единственным условием для входа в вечное Божье Царство является вера во Христа. В Мк. 16:16 Иисус говорит о крещении как бы «в скобках». Иисус хотел, чтобы все Его последователи были крещены в воде. Но Он также хотел, чтобы люди поняли, что осуждение в аду ожидает неверующих, а не тех, кто не крестился. Ни один верующий во Христа не испытает осуждения.

Иоанна 3:5 - Если кто не родится от воды

…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).

В Ин. 3:3 Иисус начинает говорить о фундаментальной истине – о том, что Царствия Божия не увидит тот, кто не «родится заново» (или «родится свыше»). Это рождение является рождением «свыше», потому что его совершает Бог. Никодим упустил этот нюанс и думал, что Иисус говорит о повторном физическом рождении. Поэтому в 5-м стихе Иисус вновь утверждает эту истину: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Говорит ли «вода» в этом стихе о водном крещении? Нет, не говорит.

Важно помнить, что целью, с которой Иоанн писал свое Евангелие, было привести людей ко Христу:

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:30-31, курсив добавлен).

Поразительно, что в книге, написанной для того, чтобы люди могли найти вечную жизнь, ни разу Иоанн явным образом не связывает крещение с получением вечной жизни. Например, в Ин. 1:25-27, когда у Иоанна Крестителя спрашивали, почему он крестит, он мог легко сказать: «Я крещу, чтобы люди могли получить вечную жизнь», но, вместо этого, он преуменьшает свое крещение, чтобы возвысить Того, кто идет, чтобы дать вечную жизнь как подарок – нашего Господа Иисуса Христа.

В свете этого мы должны заключить: что бы Иисус ни имел в виду, связывая вход в Царство и «рождение от воды и Духа», вода здесь не может значить крещение. Так что же она значит?

Некоторые говорят, что вода здесь относится к физическому рождению, и что Иисус говорил Никодиму, что для того, чтобы пережить «рождение свыше», физического рождения было недостаточно. Человеку нужно было родиться от воды и Духа, то есть иметь земное и небесное рождение. Другие считают, что «вода» здесь – это метафора Святого Духа. В 36-й и 37-й главах Иезекииля Божий Дух изображен как вода и дыхание (или ветер). Таким образом, когда Иисус говорил, что человеку нужно родиться от воды и ветра, Он надеялся, что Никодим увидит связь и поймет, что речь идет о Святом Духе, то есть, другими словами, то, что ему нужно родиться «свыше».

Деяния 2:38 - Да крестится каждый из вас... для прощения грехов

Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2:38).

Хотя Петр был, без сомнения, спасен еще в годы служения Иисуса, но только в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, когда Тот вселился в его тело (см. Деян. 2:1-5). Имея живущего в нем Святого Духа, Петр начинает проповедовать иудеям со всего мира, находящимся в Иерусалиме, что Иисус является Мессией. В Деян. 2:23 Петр провозглашает этой группе людей, что они виновны в распятии Божьего Сына:

Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили (Деян. 2:23, курсив добавлен).

Когда Петр заканчивает свою проповедь в стихе 36, он открыто говорит им, что Иисус, которого они распяли, есть Мессия:

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2:36).

И какова же была реакция слушателей Петра? Вскричали ли они: «Богохульство! Иисус – это не Мессия! Ты – ложный пророк!» Так ли они отреагировали? Отвергли ли они слова Петра? Нет, они поверили в то, что он сказал им и, тем самым, получили вечную жизнь (Ин. 20:31; 1 Ин. 5:1), на что указывает их ответ:

Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? (Деян. 2:37).

Именно в этот момент они спрашивают: «Что нам делать?» и Петр говорит им о двух вещах, которые им нужно сделать: (1) покаяться и (2) креститься. Если они сделают эти две вещи, они получат прощение грехов и дар вечной жизни.

Но кто-то может сказать: «Минуточку! Я думал, что христиане получают вечную жизнь, прощение грехов и дар Святого Духа в момент, когда они уверовали?» Пусть следующие слова прольют свет на этот запутанный вопрос:

Подобно Корнилию, наш опыт спасения прост и завершен. Все духовные благословения, необходимые каждому верующему, даются сразу в момент спасения. Уверовав во Христа, человек получает: (1) вечную жизнь через новое рождение, (2) прощение грехов (начало гармонии с Богом) и (3) дар Святого Духа. Также нужно упомянуть, что в момент уверования мы получаем оправдание, то есть очищаемся от всякой вины за грех и получаем совершенную праведность пред лицом Божьей справедливости (см. Рим. 3:21-26; 5:1; 8:31-34)…

Но опыт людей, живших в Палестине, где исторически свершилась великая духовная драма спасения, был уникальным. Он никогда не повторится. Поэтому, как мы видим в книге Деяний, жившие там в то время люди должны были следовать особым указаниям, чтобы приобрести членство в Теле Христовом, в Церкви.

Этот особый статус членов духовного тела Христа, неизвестный даже самым благочестивым святым Ветхого Завета, мог быть достигнут только путем, обозначенным в Деян. 2:38. Те, кто сделали Деян. 2:38 нормативным опытом, применительно ко всем верующим настоящей эпохи Церкви, недостаточно внимательно изучали свою Библию. Отрывки Деян. 2:38; 8:12-17; 19:1-7 и 22:16 принадлежат к переходному периоду христианской истории и, как показывают все эти тексты, предназначены только палестинцам, и никому другому!

В Деян. 10:44-48 язычник Корнилий получил вечную жизнь, прощение грехов и дар Святого Духа в момент уверования, прежде водного крещения. Но от живущих в Палестине иудеев, виновных в распятии Христа, Бог требовал двух дополнительных шагов – не для вечной жизни, а для гармонии с Богом («прощение грехов») и входа в Тело Христово («дар Святого Духа»). По причине их уникальной вины пред Богом, от них требовалось совершить шаги, которые не нужно было совершать язычникам.

Римлянам 6:3-4 - Крещение и новизна жизни

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:3-4).

Вот главный вопрос, на который нам нужно ответить касательно этого отрывка: крещение, о котором идет здесь речь, является водным крещением или крещением Святым Духом? Во-первых, нужно отметить, что в контексте нет никаких указаний на то, что Павел имеет в виду водное крещение. Во-вторых, интересно, что в Новом Завете нет ни одного стиха, однозначно связывающего крещение «во» Христа с водным крещением. Когда очевидно говорится о водном крещении, используются фразы «во имя» или «Его имя». Крещение «во» Христа – это указание на крещение Духом. Рассмотрите следующие стихи (акцент добавлен):

Крещение ДухомКрещение водой
Рим. 6:3-4: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.Деян. 2:38: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.
1 Кор. 12:13: Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.Деян. 8:16: Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
Гал. 3:27-28: …все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.Деян. 10:48: И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Деян. 19:5: Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса.
Деян. 22:16: Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.

В Рим. 6:3-4, в свете имеющихся свидетельств, логичным будет заключить, что Павел говорит о крещении Духом. Это то самое крещение, которое было предсказано как Иоанном Крестителем, так и Самим Иисусом (Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; Деян. 1:5), и которым были крещены все верующие, независимо от национальности, пола или класса (1 Кор. 12:13; Гал. 3:27-28) в момент своего уверования.

Титу 3:5 - Баня возрождения

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Титу 3:5).

Греческое слово palingenesia только дважды встречается в Новом Завете и, по сути, означает «рождение заново». Павел утверждает, что Христос спас и его самого, и его читателей не по причине добрых дел, совершенных ими, а на основании дел, совершенных Богом ради них: (1) проявления милости; (2) «бани» возрождения (очищение от всех грехов в момент уверования); (3) обновления Святым Духом. Павел говорит нам, что в момент уверования происходит следующее: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17, курсив добавлен).

И снова, в Титу 3:5 на первый план выходит вопрос о моменте возрождения. И хотя многие хотят связать «баню» с водным крещением, Новый Завет в своей массе свидетельствует о том, что эта «баня» происходит в момент уверования во Христа: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь…» (2 Кор. 5:17, курсив добавлен). Деян. 10:43 очевидно говорит, что «омовение» грехов, происходящее посредством нового рождения, совершается в момент уверования во Христа:

О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян. 10:43).

1 Петра 3:21 - Крещение... спасает

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3:21).

Этот стих ясно говорит, что крещение нас спасает. Вот вопросы, на которые нам нужно ответить: (1) Какое крещение спасает? Духовное или водное крещение? (2) Крещение, о котором говорит Петр, спасает нас от чего? Это сложный для понимания стих, и он имеет множество различных толкований.

Скорее всего, идея, которую Петр пытался донести до своих читателей (которые претерпевали сильные гонения за публичное исповедание Христа), касалась благословений, доступных им благодаря их духовному крещению в Тело Христово.

Во-первых, мы уже установили, что водное крещение не спасает человека от ада и не рассматривается Новым Заветом в качестве точки входа в вечную жизнь. Во-вторых, контекст этого стиха говорит о страданиях за свидетельство о Христе. Следовательно, Петр хочет донести до своих страдающих братьев и сестер (в стихах 14-22) ту идею, что дни Ноя иллюстрируют истину о том, как их крещение Духом помогает им перенести страдания за правду.

Так же, как Ноев ковчег спас находящихся в нем от смертельных вод, духовное крещение в Тело Христово «спасает» верующих – не от какого-то внешнего осквернения, а от «ветхого человека» (см. Римлянам 6) посредством новой совести, которая может должным образом реагировать на Бога. Петр побуждает страдающих верующих хранить добрую совесть, в то время как они испытывают давление за их доброе поведение во Христе, так чтобы их гонители были постыжены (1 Пет. 3:16). Одним из благословений духовного крещения является способность отвечать на человеческую ненависть так, как это делал Христос. Это «спасает» нас от реакции, которую бы мы проявляли, будучи неверующими.

Заключение

Если бы вечная жизнь давалась людям посредством водного крещения, то наш Господь повелел бы нам проповедовать это всем неспасенным людям в мире. Это было бы самой важной истиной, которой мы могли бы делиться с теми, кто находится вне Божьей семьи и не знает Его благодати. Но не кто иной, как сам апостол Павел писал верующим в Коринфе: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать…» (1 Кор. 1:17).

Насколько бы ни было водное крещение важным для Иисуса и апостолов, они не считали его необходимым элементом для получения вечного спасения. Скорее, водное крещение должно рассматриваться как первый шаг в жизни верующего во Христа человека, желающего следовать за Иисусом и быть Его учеником. Это потрясающее публичное провозглашение того, что Христос спас меня, и я решил последовать за Ним, как за Господом. Все верующие должны быть крещены водой. Христос заповедал это, а если Он заповедал, то мы должны подчиняться. Не для получения вечной жизни, а как первый шаг к наслаждению жизнью во Христе с избытком (Ин. 10:10)!