grace notes библейские курсы

Наверх

Библиотека Grace Notes

Книги >

Статьи

Справедливо ли спасение по делам?

Когда-то я прочитал о том, что известный американский защитник христианства Френсис Шеффер в своих полемиках с противниками Библии использовал интересный прием. Он гипотетически соглашался с мнением соперника и развивал его идею до логического абсурда, тем самым показывая, что человек верит в ложь. Шеффер придерживался крепкого убеждения, что верные концепции выдерживают проверку и критическими вопросами, и жизнью. И, наоборот, ложные идеи проверку не проходят. Некоторые сразу разваливаются, а для более прикрытых требуются некоторые усилия.

Я попробовал применить этот способ к одному из самых опасных заблуждений во вселенной. Это вера в то, что участь человека в будущей жизни (вечное блаженство, либо вечное мучение) определяется его делами жизни нынешней. Немалое число людей в мире исповедуют спасение по делам в каком-либо варианте. Это относится к приверженцам иудаизма, ислама, небиблейского христианства, а также всех, кто не принадлежат к какой-либо религии, но как-то верят в справедливое воздаяние по результатам земной жизни. Неотъемлемая часть такой системы мышления – примитивное разделение всех людей на «хороших» и «плохих». Здесь и далее я намеренно использую не точные определения, а именно категории мышления обывателей – людей, в религиозных терминах неискушенных. Таковыми, скорее всего, является большинство ваших неверующих знакомых. Один мой знакомый, порядочный человек преклонного возраста иногда по праздникам посещает евангельскую церковь. Прочитав или услышав историю про разбойника, получившего спасение в последние часы жизни (Лк.23), возмущенно спрашивал: «Я всю жизнь прожил достойно, ничего не украл, жене не изменял и я недостоин Царствия Небесного, а этот человек, совершив ужасные преступления, лишь прощение попросил и уже в раю! Разве это справедливо?»

Давайте попробуем разобраться, действительно ли справедлива такая картина мира, в которой вечная участь людей определяется по их поступкам. Как только мы обратимся к Библии, то сразу увидим, что такое представление противоречит Божьей вести о спасении. Библия учит, что вечная участь определяется по реакции человека на Божью благодать в Иисусе Христе. Но мы обратимся не к Священному Писанию, а к человеческой логике. Я верю, что большинство библейских истин абсолютно гармонируют с логикой и не нужно бояться попыток их согласовать. Как я уже отметил вначале, у любой истины есть одна важная особенность – она не боится критических вопросов.

Итак, если разложить спасение по делам на короткие утверждения, то мы получим:

  1. Есть «хорошие» люди, есть «плохие» (критерии «хорошести» и «плохости» в разных системах могут отличаться).
  2. Степени их «хорошести» и «плохости» различные. От самого плохого снизу до самого хорошего сверху.
  3. Всех ждет либо вечный ад, либо вечный рай (см. схему). В вопросе продолжительности и формы существования после смерти тоже могут быть разные варианты.

Давайте попробуем развить эти утверждения дальше.

Где граница между «самым плохим» из «хороших» и «самым хорошим» из «плохих»? На сколько грехов они отличаются между собой? Очевидно, что на один грех, либо на один добрый поступок или мысль. И вот, эти двое, которые на весах справедливости практически не отличаются друг от друга, проведут целую ВЕЧНОСТЬ в таких разных местах. Вечное блаженство отличается от вечного мучения бесконечно. Даже если уровни блаженства и мучения разные. А эти двое нравственно почти идентичны друг другу. Это справедливо? Это сверхнесправедливо!

Возможно, что от понимания такого положения вещей, приверженцы небиблейского христианства постепенно пришли к учениям о мытарстве души и чистилище. Если упрощенно, то это учения о том, что те, кто являются «не очень плохими», оказавшись ближе всего к раю со стороны ада, получат дополнительное очищение от зла. Степень очищения будет достаточна, чтобы дотянуть до рая. Но, внимательно посмотрев на это, мы обнаружим, что проблема не решена. У «самого плохого» из подвергнутых очищению отличие от «самого хорошего» из тех, кто в эту «прачечную» не попал, а остался навечно в аду, также в один грех или в один добрый поступок. Опять вопиющая несправедливость.

Нигде в мире вы не найдете ничего подобного. Не дотянул 0.1 секунды до призового места? Ты все равно победишь в соревнованиях ниже уровнем. Если это большой спорт, то недотянувший атлет имеет различные бонусы от своих усилий в виде здоровья, перспективы тренерства, рекламные контракты и т.д. Опоздал человек на 1 минуту на самолет, улетающий на теплый курорт? Ничего глобально страшного не произошло. Полетит следующим рейсом. Другого нет? Это был чартер и отпуск короткий? Тоже ничего страшного. Ну, съездит на местные озера, все равно отдохнет, а на следующий год наверстает на курорте за 2 года. Не хватило полбалла для поступления в престижный ВУЗ? Поступит в непрестижный, либо в колледж, в крайнем случае, без образования проживет. Радости жизни остаются доступны. Все обычно поправимо. Не всегда поправимо полностью, отчасти же всегда. Во всех случаях, когда не хватило самую малость (минуту, рубля, ума, силы, балла). Но в таком важном деле, как спасение, человеку не хватило чуть-чуть, и это чуть-чуть стоит целой вечности.

Библия проповедует самый справедливый путь спасения – Иисус Христос, Сын Божий, заплативший за грехи всех и дарующий прощение и жизнь вечную всем одинаково. Равные возможности для каждого. Когда возможности одинаковые, то это справедливо. Надо только руки протянуть к Спасителю, перестав надеяться на свою «хорошесть», переложив упование на Его спасительную жертву.

Если вам (я обращаюсь к евангельским верующим) доведется общаться с думающим сторонником такого несправедливого мировоззрения, и он готов вас слушать (это бывает нечасто), можете использовать этот логический довод для убедительности.

Пусть Господь вас благословит!