grace notes библейские курсы

Наверх

Библиотека Grace Notes

Книги >

Статьи

Верить и исповедовать

Введение

Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10:9-10).

Что будет, если человек только поверит в Иисуса Христа ко спасению от греха, и никому не скажет об этом? Он спасен только наполовину или вообще не спасен? Пойдет ли он на небеса после смерти? Действительно ли принятие спасения состоит из двух частей, или даже трех: вера во Христа, публичное исповедание этой веры и подчинение господству Христа? Многие обучены такому методу презентации Евангелия, известному как «Римский путь», который включает в себя Рим. 10:9-10 в качестве ключевого стиха для спасения. Основываясь на этих стихах, многие учили и учат о том, что человеку нужно не только поверить в Иисуса, но и публично исповедать свою веру, иначе он не будет спасен. И некоторые также добавляют, что это исповедание особенным образом выражает подчинение господству Иисуса.

Помимо вопроса о необходимости публичного исповедания, еще одно популярное учение основывается на этих стихах, устанавливая различие между «интеллектуальной» и «сердечной» верой. Согласно этому взгляду, человек должен не только понять Евангелие интеллектуально и согласиться с ним, то есть иметь интеллектуальную веру, но также должен иметь и сердечную веру, которая обычно понимается как посвящение Христу, или что-то в этом роде.

Чтобы придти к пониманию значения этого отрывка, нам нужно исследовать некоторые вопросы: что влечет за собой такое исповедание? Каково значение фразы «Иисус есть Господь»? Что такое вера, если вера – это не то же самое, что исповедание устами? Что имеется в виду под оправданием? Что означает «спасешься», а также, какая связь между спасением и оправданием (являются ли они синонимами, или это два разных понятия)?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам сначала нужно понять контекст и значение ключевых терминов.

Контекст: О чем говорит Павел в Рим. 9-11?

Контекст послания к Римлянам

Контекстом наших двух стихов является фокус Павла на Божьем плане для Израиля, Рим. 9-11. Но этот раздел принадлежит к общему рассуждению в Рим. 1-12, которое, в свою очередь, располагается внутри контекста всего послания к Римлянам.

Вступление Павла устанавливает фокус послания на праведности Бога. Центральные стихи, утверждающие цель Павла – это Рим. 1:16-17:

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем [Евангелии, ст. 1:16] открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет».

На протяжении всего послания Павел отстаивает Божью праведность в Его отношениях с человечеством.

Павел начинает с демонстрации того, что все люди нарушили Божий праведный стандарт (Рим. 1:18-3:20). Последующий раздел описывает то, как неправедные люди могут быть провозглашены праведными (оправданы) через веру во Христа (Рим. 3:21-5:21). Завершив этим вопрос оправдания, Павел переходит к провозглашению того, как теперь оправданный верующий должен жить, демонстрируя праведность на практике (Рим. 6:1-8:39). После этого Павел поднимает вопрос о том, как Бог будет демонстрировать Свою праведность по отношению к Израилю, находящемуся сейчас в духовном состоянии неправедности после отвержения Иисуса как их Мессии (Рим. 9:1-11:36).

Связь с Израилем

Главный вопрос, который нужно разрешить касательно Рим. 9-11, заключается в том, говорит ли Павел об индивидуальном личном спасении представителей еврейского народа от вечного осуждения, или о конечном физическом спасении, или избавлении, еврейского народа перед установлением царства Христа в будущем. Чтобы определить, какой из них является верным, нам нужно понять, как Павел использует группы слов, описывающих веру, праведность и оправдание, спасение и избавление внутри послания к Римлянам. Но, прежде чем анализировать эти слова, мы должны определить из контекста, обращается ли Павел к отдельным личностям, или к общей массе.

Общность или индивидуум?

Под «общей массой» мы понимаем Израиль как национальное, или этническое целое, в противовес отдельным личностям внутри этой группы. Фокус стоит на Божьем плане для Израиля в целом. Теперь, когда появилось новое образование, Церковь, забыл ли Бог, или заместил Израиль, или Он останется верен Своим заветным обещаниям потомкам Авраама, Исаака и Иакова, то есть Израилю в целом? Есть девять убедительных причин, почему «Израиль» должен пониматься как общее целое, а не как отдельные личности.

Во-первых, Божьи обещания даны общему целому, потомкам Авраама, Исаака и Иакова, которым, как народу, принадлежат «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9:4-5). Во-вторых, избрание Бога, или выбор Бога (Рим. 9:11) был не для индивидуального спасения, но был Божьим выбором народа, через который Он будет достигать исполнения Своих божественных целей в человеческой истории. В-третьих, выбор Иакова и Исава (9:13) был не для их личного индивидуального спасения, но для определения судеб их потомков, как национальных этнических групп. Избрание Богом Иакова, а не Исава, ясно указывает на то, что они рассматривались как народы, а не как личности: «Господь сказал ей [Ревекке]: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей…» (Быт. 25:23, курсив добавлен).

В-четвертых, на протяжении Рим. 9-11 Павел использует терминологию, описывающую общность, то есть «Израиль», «Мой народ», «сыны Израилевы», а не термины, относящиеся к личностям. В-пятых, таким же образом он использует термин «язычники» чтобы описать Божий план для этой этнической группы, не соотнося это с участью отдельно взятых людей. В-шестых, Павел использует эти общие термины для обобщения Божьего плана для целой группы, хотя очевидно, что отдельные люди внутри каждой группы не подходят под его утверждения. Например, в Рим. 9:30 Павел делает общее утверждение: «Язычники, не искавшие праведности, получили праведность», в контрасте с утверждением: «Израиль, искавший закона праведности». Не все язычники получили праведность, и не все евреи искали праведности от Закона. Эти утверждения в общем описывают то, что было истинным для каждой из этих групп. Павел обращается к этим образованиям как к общим группам, а не как к отдельным личностям.

В-седьмых, перейдя к 11-й главе, Павел продолжает использовать термины, связанные с Израилем в целом. Он спрашивает: «неужели Бог отверг народ Свой?» (Рим. 11:1, курсив добавлен), и отвечает: «Не отверг Бог народа Своего» (Рим. 11:2, курсив добавлен). В-восьмых, местоимения множественного числа, т.е. «они» в Рим. 11:11-12, продолжают относиться к Израилю в общем, как и в Рим. 11:23 и далее. И наконец, девятая причина: в заключении Павел говорит: «весь Израиль спасется» (Рим. 11:26). Исходя из этих наблюдений, мы узнаем, что фокус Павла стоит на Божьем плане для национального, этнического Израиля, а не на Божьем плане для отдельного еврея.

Будущее избавление Израиля

Последнее, на что мы обратим внимание в контексте, это важность двух стихов, которые Павел цитирует в этом разделе, указывающих нам на время, в которое рассматриваемое «спасение» происходит. После Рим. 10:9-10, в 13-м стихе Павел цитирует из Иоиля 2:32: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Как будет подтверждено изучением слов, касающихся спасения, эта цитата из Иоиля 2:32 не говорит о спасении от вечного наказания за грех. Яхве говорит к Израилю в Иоиля 2:32 о событиях последних времен, во время дня Господня. Бог обещает, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Еврейское слово, переведенное как «спасется», это не yashah, как можно было бы ожидать, а malat, которое относится к спасению от какого-то бедствия. Септуагинта переводит это слово на греческий как глагол anasozo, который имеет ту же коннотацию. Использование Павлом слова sozo в этом стихе, очевидно, означает физическое избавление, а не спасение от вечного наказания за грех.

Мессианское избавление

Рим. 10:14 предвещает то, что Павел утверждает в заключении Рим. 11, а именно то, что Израиль будет спасен, т.е. избавлен в конце Великой Скорби возвращением Христа, как Избавителя. Здесь он говорит об Иисусе не как о Yeshua, который спасет Свой народ от их грехов, но как об Избавителе, используя глагол rhuomai, вновь подчеркивая избавление от национального бедствия, а не личное оправдание пред Богом.

В Ветхом Завете, особенно в пророческих книгах, авторы предсказывали день, в который будет исполнен вечный Божий завет с Авраамом. В то время также будут исполнены обещания Земельного, Давидова и Нового Заветов. Это произойдет, когда народ покается, получит прощение их национального греха отвержения Иисуса как Мессии, и призовет имя Господне. В это время Бог избавит (спасет) их от надвигающейся гибели, уничтожит их врагов, соберет их из всемирного изгнания. Израиль, наконец, получит всю землю, которую Бог обещал Аврааму, будет восстановлена Давидова теократия, и будет установлено Мессианское Царство. Это национальное избавление и восстановление часто описывается в Ветхом Завете как «спасение». В свете использования Павлом различных ветхозаветных цитат и терминов, наиболее вероятно, что «спасение» в Рим. 9-11 описывает не личное оправдание, а будущее национальное мессианское избавление Израиля в целом.

Павел развивает тему этого мессианского спасения, начиная с Рим. 9:27-29. В Рим. 9:27 Павел, цитируя из Септуагинты Ис. 10:22, утверждает, что остаток «спасется», ссылаясь на физическое избавление меньшинства Израиля, которое Бог избавит от ассирийского нашествия в 722 г. д.н.э. Еврейский же текст говорит о том, что этот остаток будет возвращен. Поэтому переводчики Септуагинты использовали слово «спасется» для описания возвращения остатка Израиля из изгнания, а не личного спасения от вечного осуждения. Это дает нам фон для понимания использования Павлом слова «спасение» в 10:1. Это ссылка на их будущее избавление, описанное в отрывке Иер. 31:7-8, который говорит о будущем национальном избавлении, и использует слово «спасти». В последней ссылке на спасение в этом разделе, Рим. 11:26, Павел снова цитирует из Ветхого Завета, говоря о национальном избавлении Израиля в будущем.

Через пророков Яхве обещал, что Он однажды даст полное «спасение» Израилю (Ис. 25:9; 43:5; Иер. 31:7; 46:27; Зах. 8:7). В то время в будущем Израиль призовет имя Господне и будет избавлен (Иоиля 2:32, цитата в Рим. 10:13). Таким образом, мы видим, что Рим. 10:9-10 использует слово «спастись» в контексте, который поддерживает значение национального избавления Израиля в конце эпохи.

В 12-ти стихах 10-й главы, которые окружают исследуемые нами стихи, Павел цитирует из 12-ти различных ветхозаветных отрывков. Вот стихи 10-й главы, которые не являются цитатами из Ветхого Завета: 1-4, 9-10, 12, 14 и 17. Только 9 из 21-го стиха в этой главе не являются ветхозаветными цитатами. Это ясно показывает нам, что отрывок Рим. 10:9-10 должен пониматься в свете рассуждений Павла о будущем избавлении Израиля, а не индивидуальном оправдании.

Во-первых, из контекста мы узнаем, что для описания доктрины личного избавления от вечного наказания за грех Павел использует слово «оправдание». В послании к Римлянам «спасение» относится либо к продолжающейся духовной жизни после спасения, либо к завершению процесса спасения, либо к физическому избавлению, но никогда не является синонимом оправдания. Поэтому маловероятно, что Рим. 10:9-10 касается спасения от вечного осуждения, когда говорит о «спасении». Во-вторых, мы узнаем, что раздел Рим. 9-11 сфокусирован на Божьем плане для Израиля, как общего целого, а не на Божьем плане индивидуального оправдания. В-третьих, мы узнаем, что стихи Рим. 10:9-10 должны толковаться в свете использования присутствующих здесь цитат из Ветхого Завета, которые, в свою очередь, говорят не об индивидуальном оправдании евреев, а о Божьем конечном избавлении народа в качестве исполнения Его ветхозаветных обещаний. Уже один контекст ставит под сомнение то, что наши стихи говорят о личном оправдании.

Спасение и праведность в послании к Римлянам

Понимание спасения в послании к Римлянам

Библия говорит о трех временах или фазах спасения. В первой фазе мы спасены от вечного наказания за грех, это спасение-оправдание (Еф. 2:8-9; Титу 3:5). В течение второй фазы мы спасаемся от силы греха, это практическое освящение (Рим. 5:9-10; Фил. 2:12; 1 Тим. 4:16). И в третьей фазе мы будем спасены от присутствия греха, это спасение-прославление (Рим. 13:11). Есть четвертое значение, в котором Павел использует слово «спасение» в послании к Римлянам для описания будущего мессианского избавления Израиля в конце Великой Скорби. В послании к Римлянам Павел никогда не использует слово «спасение» как синоним оправдания.

Праведность

Вторая ключевая группа слов, которую Павел использует в послании к Римлянам, описывает праведность (dikaiosune). Это слово используется в двух важных, но различных значениях. Первое значение – это вмененная праведность, основание для оправдания (существительное: dikaiosis, глагол: dikaioo). «Оправдание» – это термин, который использует Павел в послании к Римлянам для выражения того, что происходит в момент веры во Христа. В первых главах послания к Римлянам «праведность» часто относится к этой вмененной, или позиционной праведности (Рим. 3:21-22; 4:3, 5-6, 9, 11, 13, 22; 5:17, 21).

«Праведность» также относится к праведной жизни после спасения, что называется практической, или этической праведностью. После того, как Павел завершает свои рассуждения об оправдании в Рим. 5, он начинает давать наставления о праведной жизни после оправдания. Праведность (dikaiosune) используется в Рим. 6-8 только в смысле практической праведности (Рим. 6:13, 16, 18-20; 8:20). Если Павел завершил обсуждение оправдания в 5-й главе, и использует «праведность» только в практическом смысле в главах 6-8, то какой смысл имеет «праведность» в главах 9-11?

В греческом тексте Рим. 9-11 «праведность» (dikaiosune) используется 13 раз. Поэтому очень важно точно истолковать эти использования. При беглом прочтении отрывка может показаться очевидным, что все эти стихи описывают вмененную праведность, и поэтому Павел обсуждает первую фазу, спасение-оправдание. Однако дальнейшие рассуждения покажут, что это не так.

В Рим. 9:30 Павел заявляет, что язычники не искали практической праведности. В контрасте с ними, евреи искали закона, ведущего к праведности (9:31). Тогда как евреи действительно искали праведности через дела Закона, Павел выразительно и многократно провозглашал, что закон не мог привести к позиционной, или юридической праведности (Гал. 2:16). Закон был дан Израилю в качестве правил жизни для уже оправданных. По мере того, как Павел продолжает объяснение в 10-й главе, говоря о доступности Закона израильтянам, мы должны помнить, что в ветхозаветном контексте вопросом никогда не было оправдание, а их полнота жизни в Земле на основании послушания Торе. Контекст исходного утверждения в Лев. 18:5 не говорит об обретении вечной жизни и избавлении от вечного осуждения, но оговаривает то, что условием для наслаждения изобилием жизни в Обетованной земле является послушание Закону.

В конце Торы два ключевых отрывка объясняют, что если Израиль будет послушен Закону, то они будут наслаждаться благословениями в Земле (Лев. 26:11-13; Втор. 28:1-14), а непослушание приведет к страданиям и смерти (Лев. 26:14-45; Втор. 28:15-68). Ни один из этих отрывков не касается вечной жизни или вечной смерти, а практики либо изобильной жизни, либо «мертвого» существования в настоящем времени. Закон, или Тора, не был средством оправдания для Израиля, но, если ему подчинялись верой, он был средством духовного роста, т.е. практического освящения. «Жизнь» во Второзаконии – это обычный термин для наслаждения Божьими благословениями Израилем в Обетованной земле (Втор. 4:1; 5:32-33; 8:1; 16:20; 30:6, 15-20). Моисей не использовал термин «жизнь» для обозначения будущей вечной жизни.

Итак, мы выяснили, что первые 9 использований dikaiosune в Рим. 9:30-10:5 относятся к этической, или практической праведности, а не вмененной праведности. Продолжая, Павел все еще говорит о практической или освещающей праведности в Рим. 10:8. Павел цитирует заповедь, которую Моисей дал им в тот день, и она не относилась к изначальному, личному спасению, но относилась к продолжающейся практической праведности и практическому освящению народа. Во Второзаконии Моисей наставлял народ, когда они готовились войти в Обетованную землю, о том, как они должны жить в этой земле. И снова, ни Моисей в исходном утверждении, ни Павел в контексте Рим. 10 не говорит о вечной жизни и вечной смерти, но об освящении или практической праведности.

В Рим. 9-11 Павел фокусируется не на личном, индивидуальном возрождении еврейских верующих, но на окончательном мессианском избавлении, которое произойдет в конце Великой Скорби, когда Мессия вернется, чтобы избавить Израиль от неминуемой гибели. Условием этого избавление является общее покаяние Израиля, т.е. изменение мышления от прежнего национального отвержения Иисуса как Мессии, к тому, что они призовут Его для избавления их от суда последнего времени.

Что значит «исповедовать устами»?

«Уста» и «сердце» - это следующий набор ключевых терминов в Рим. 10:9-10. Подобно «спасению» и «праведности», эти слова должны пониматься в свете их использования в контексте. «Уста» и «сердце» впервые упоминаются в Рим. 10:8, где Павел цитирует из Втор. 30:14, несколько перефразировав написанное Моисеем. Начиная с Рим. 10:5, Павел связывает воедино стихи из Торы, Лев. 18:5 и Втор. 30. Начиная с Втор. 30:11 Моисей призывает своих слушателей к жизни послушания Торе. Он предугадывает возможные возражения, которые могут вращаться вокруг идеи о том, что Закон был «слишком духовен», слишком сложен для их понимания, или слишком труден для исполнения. Моисей отвечает на эти возражения, утверждая, что Закон не находился на небесах или за морем. Закон был так близко, что они обсуждали его, Закон был «в их устах». И Закон был так близко, что они знали его, он был «в их сердцах».

«Уста» - это фигура речи, использовавшаяся для описания того, что осуществляется этими устами, то есть общения и исповедания. Сердце также было фигурой речи. В Библии слово «сердце» довольно редко относится к буквальному органу в груди, который движет кровь по телу. Это слово часто используется в качестве идиомы для описания центра внутреннего мира человека и, чаще всего, для описания мыслительной части души (1 Цар. 2:35; Пс. 7:10; 72:21; Иер. 17:10; Отк. 2:23). Поэтому «вера сердцем» не говорит об особенном типе веры, или о такой вере, которая более посвящена власти Христа, а просто является указанием на то, что вера – это функция разума.

Для нашего понимания Рим. 10:9-10, использование уст и сердца в Рим. 10:8 показывает, что действия уст и сердца являются контекстуально двумя разными действиями, исходящими из двух разных локаций. Моисей провозглашал, что, благодаря близости Торы, его поколение было ответственно за исполнение Закона, чтобы у них была практическая праведность, и чтобы Бог благословлял их в Обетованной земле.

Иногда исповедание является чем-то личным, как в 1 Ин. 1:9, но чаще всего это слово означает публичное признание чего-либо (Мф. 7:23; 10:32; Ин. 1:20; Деян. 24:14; Рим. 14:11; Фил. 2:11; Иак. 5:16). Поэтому исповедание устами связано с чем-то произносимым вслух, а не просто является синонимом внутренней интеллектуальной деятельности. Далее это становится еще более явно, когда Павел три раза упоминает тех, кто «призывает» Господа (Рим. 10:12-14). Стих 13 наиболее проясняет этот отрывок: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Это цитата из Иоиля 2:32, которая помещает этот «призыв» имени Господня для избавления во времена великого и страшного дня Господня (Иоиль 2:31), которое произойдет перед возвращением народа на их историческую родину из рассеяния, что находится в фокусе 30-й главы Второзакония. И снова это подтверждает идею, что Павел ни в одном из этих стихов не говорит об индивидуальном оправдании, но о Божьем будущем избавлении Израиля в последние времена.

Вербальный акт призвания приводит к спасению, так же как исповедание приводит к спасению в стихе 10. Три риторических вопроса, которые Павел задает после этого утверждения, проливают еще больший свет. Если мы посмотрим на эти стихи в обратном порядке, то откроется четкая последовательность: делается провозглашение, люди слышат, некоторые из людей верят, а те, кто верят, затем призывают имя Господне для избавления.

Фраза «призвать имя Господне» входит в контекст ветхозаветных цитат. Цитаты из Втор. 30:11-14 фокусируются на требовании к народу иметь практическую праведность, чтобы войти в Землю. Это подразумевает личное оправдание, а также личную, этическую праведность, или освящение. Только когда народ как целое признает Иисуса Мессией, тогда они призовут имя Господне, чтобы Он избавил их от верной смерти в конце Великой Скорби. Поэтому, контекстуально, лучше всего рассматривать и праведность, и спасение в связи с избавлением народа в последние времена.

Исповедание Иисуса Господом

В Рим. 10:13 «Господь», kurios – это утверждение божественности Иисуса Христа. Контекстуально это имеет смысл, если рассматривать все в контексте цитаты из Иоиля 2:32. При первом пришествии Израиль, как народ, отверг заявления Иисуса о том, что Он – Мессия и Бог. Иисус провозгласил приговор Храму, сказав, что Он не вернется, доколе они не произнесут: «благословен Грядущий во имя Господне» (Мф. 23:37-39).

Вслед за этим Господь покинул Храм и взошел на Масличную гору. Там ученики спросили Его: «когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). Частью Его ответа было предупреждение о многих ужасных событиях в течение первой половины 70-й седмины Даниила (Мф. 24:4-14). Иисус предупредил, что при наступлении этого времени находящимся в Иудее нужно бежать в горы.

Позвольте мне предположить, что из тех, кто подчинится повелению Иисуса бежать в горы, большинство сделает это, потому что они уже поверили в Него как в Спасителя. В результате этого, остаток, составленный из оправданных евреев, скроется в горах, чтобы пережить вторую половину Великой Скорби. Оттуда лидеры Израиля, представляющие народ таким же образом, как фарисеи и книжники в 1-м веке, воззовут к Иисусу, чтобы Он спас их. Призвание имени Господня будет публичным исповеданием их национального греха (Лев. 26:40-42), и общим признанием Иисуса как Господа и их Спасителя (Зах. 12:10). Затем Он придет, чтобы спасти их от неизбежной гибели (Рим. 11:26-27) и повести их, сокрушая армии антихриста, в Иерусалим, где он будет судить и уничтожать их врагов (Иоиль 3:2, 12).

Заключение

Индивидуальное спасение-оправдание не является темой данной главы и данного раздела послания к Римлянам. Вместо этого, Павел говорит о Божьей верности Его ветхозаветным обещаниям Израилю, и о том, как они в итоге будут исполнены.

Согласно рассматриваемым стихам, для того, чтобы быть спасенным – избавленным от физической катастрофы, - Израилю нужно откликнуться на заявление Иисуса о том, что Он – богочеловек Мессия. Как народ, они должны развернуть свой курс и публично признать Иисуса суверенным Богом, и тогда они будут избавлены. Отрывок Рим. 10:9-10 не говорит о личном оправдании, но подчеркивает конечное избавление народа Израиля на основании их признания божественности Христа и Его заместительной смерти за их грех. Павел устанавливает это как универсальный принцип, чтобы показать, что как исповедание Иисуса Богом и вера в Него ведет к национальному избавлению Израиля, так и вера в Иисуса всех людей, включая язычников, может привести их к избавлению от Божьего гнева.