grace notes библейские курсы

Наверх

Библиотека Grace Notes

Книги >

Статьи

Претерпевший до конца спасется

Введение

Это случилось очень давно. Я общался с одним человеком, который был мне небезразличен, и я хотел поделиться с ним Евангелием. Я искал подходящего момента, и вот этот день настал. Мы говорили о том, как Бог любит нас, как грех разделил нас с Богом, и как Бог решил эту проблему – послал Своего Сына Иисуса умереть в уплату за наши грехи. Он взял наши грехи на Себя и претерпел то, что полагалось нам. Он воскрес из мертвых, и предлагает нам вечную жизнь – всем, кто в Него поверит.

Ответ этого человека был кратким и решительным: «Нет, все не так просто!»

Поверить во Христа – это кажется слишком простым (а разве Богу угодно, когда мы усложняем?). Апостол Иоанн открыл нам суть Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Здесь говорится об одном-единственном условии – вере в Божьего Сына.

Некоторые люди прибавляют второе условие. У других есть четыре требования. Еще у кого-то десять и более. Есть такие, чей список просто бесконечен. Очевидно, что это полностью сводит на нет уверенность человека в том, что он попадет на небеса. Кто знает, исполнил ли он все требования? Наша уверенность должна основываться не на наших поступках, а на обещании Иисуса: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47).

Примером такого прибавления к вере является требование стойкости до конца. Это учение подкрепляют словами Иисуса: «…претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).

Одно слово, несколько значений

Нам очень важно правильно услышать Иисуса. Ключ к пониманию заключается в слове «спасется». В нашей христианской культуре под словом «спастись» мы понимаем что-то вроде «получить избавление от ада» или «получить прощение и доступ на небо». В некоторых отрывках такое понимание является правильным. Но в данном контексте, об этом ли говорит Иисус?

Слова могут иметь спектр значений. Возьмем, например, слово «бежать». Если мы попросим группу людей записать первое, что им пришло на ум, когда они услышали это слово, то мы, скорее всего, получим разные ответы. Один человек может подумать: «Три раза в неделю я бегаю на стадионе». Другой может подумать об утре понедельника: «Я бегу на работу». Другой человек, любитель природы, может подумать о бегущих ручьях. Другой может подумать об отступлении противника с поля боя: «Враг бежит». Домохозяйка сразу представит себе убегающее молоко.

Так кто из них прав? Что же описывается словом «бежать» - спортсмен, ручей, войско или молоко? Каждый из них прав в своем контексте (и неправ в другом контексте). Контекст – это ключ к правильному пониманию.

Иисус использовал слово «спастись» (sozo – это глагол, а soteria – это существительное). В Писании это слово имеет множество значений.

В Ветхом Завете, в большинстве контекстов, оно означает «избавление». «Бог, а не ангел, спасает Израиль из Египта, приводит в землю и побеждает их врагов».

В Новом Завете есть больше значений:

  1. Сохранить или избавить от естественных опасностей и бедствий.
    1. спасти от смерти
    2. безопасно вывести из смертельно опасной ситуации
    3. спасти, или освободить от болезни
    4. сохранить в хорошем состоянии
    5. процветать, преуспевать, хорошо ладить
  2. Спасти, или сохранить от вечной смерти, от осуждения, и от всего, что может привести к такой смерти (например, от греха); а также, в позитивном смысле, дать Мессианское спасение, привести к спасению.

Мы должны внимательно смотреть на контекст, чтобы определить, какую из этих двух широких категорий автор имел в виду, когда употреблял слово «спасти». В Деян. 27 Павел находился на тонущем корабле, команда и пассажиры которого находились в реальной опасности. В ст. 31 мы читаем: «Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись». Мы никогда не стали бы говорить, что для спасения от Божьего гнева и попадания на небеса людям нужно «оставаться на корабле». Это было бы абсурдом.

Но именно это мы видим в том, как некоторые люди толкуют слова Иисуса в Мф. 24:13! Вот эти слова Иисуса: «претерпевший же до конца спасется». Вопрос в том, говорит ли Он о вечном спасении, прощении грехов и попадании на небеса, или же Он говорит о физическом избавлении, подобно тому, о котором говорил Павел? Давайте вникнем в Евангелие от Матфея и найдем ответ.

Общая картина: предназначение Евангелия от Матфея

Евангелие от Матфея начинается с такого вступления: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1). Здесь описывается рождение Иисуса, и на первый план выходят два человека – Давид и Авраам. Кто эти двое? Через них Бог заключил со Своим народом, Израилем, завет. Авраам получил Божьи заветные обещания за два тысячелетия до рождения Христа. Бог дал Аврааму некоторые удивительные обещания, включая то, что у него будут потомки (еврейский народ) и земля, ныне известная как Израиль.

Божий завет с Давидом гарантировал, что у Давида всегда будет потомок, правящий на его престоле. Соломон был первым, кто унаследовал престол, а окончательно это обещание исполнилось в величайшем Сыне Давида, Иисусе. Иисус – это Царь, Которого Бог обещал Давиду за тысячу лет до Его рождения, и Евангелие от Матфея прослеживает рождение этого Царя и то, что произойдет с этим царством (греч.: basileia). Итак, Евангелие от Матфея говорит о царстве.

Вторая глава начинается так:

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним (Мф. 2:1-3).

Народ Израиля, по причине их грехов, находился под Божьим осуждением. В результате, они больше не были независимой нацией. Они находились под пятой у Рима. В Израиле не было царя, но многие надеялись, что Бог пошлет потомка Давида править на его престоле. Когда прибыли мудрецы с Востока, Иерусалим, а особенно царь Ирод, встревожился. Ирод ревностно защищал свое право царствовать. О нем было сказано, что лучше было быть свиньей Ирода, чем его сыном, потому что когда он подозревал кого-нибудь из своих сыновей в заговоре с целью захвата его престола, этого сына убивали. Весть о том, что иностранные сановники пришли почтить этого царя, повергла их всех в трепет. Ирод разработал план по убийству этого нового царя, но Бог вмешался, и Иосиф с Марией бежали в Египет.

В древние времена, когда царь совершал поездки, вперед посылался предвестник, чтобы провозглашать о прибытии царя. Иоанн Креститель выполнял эту функцию. Бог хотел, чтобы Его народ обратился к Нему, готовясь к прибытию Царя и Его царства. Бог прежде наказывал Свой народ, теперь Он желал их покаяния. Весть Иоанна была простой: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Но для установления царства требовалось нечто большее, чем просто прибытие царя. Во Втор. 30:1-10 Бог говорит Израилю, что они духовно отойдут от Него и будут наказаны. Восстановление последует за покаянием. Вот что провозглашал Иоанн. Израиль мог восстановить свои отношения с Богом, если бы покаялся, и это подготовило бы народ к принятию их Царя. И тогда настало бы царство.

В Мф. 4 мы видим, как сатана искушает Иисуса. Иисус справляется с каждым искушением, доверяя Богу и цитируя Божье слово, чтобы противостоять попыткам сатаны сбить Его с пути. В отличие от Израиля, Божий Сын был верен, и подтвердил свое право на царство. После этого Иисус начал Свое земное служение. Как и Иоанн, Он возвещал весть о царстве: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Царство, о котором говорил Иисус, не было тем вечным царством, которое всегда присутствует. Это царство было все еще в будущем.

В последующих главах Иисус совершает чудеса в природной сфере (успокаивает бурю), в физической сфере (исцеляет людей) и в духовной сфере (изгоняет бесов). Каждое чудо было доказательством того, что Иисус послан от Бога и служит Богу. Эти чудеса были связаны с царством, о приближении которого объявлял Иисус:

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (9:35).

Царство, которое провозглашал Иисус, не нужно путать с Церковью. Его целью было провозглашение еврейского царства для еврейского народа. В 10:5-6 Иисус избирает Своих двенадцать учеников: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева». Целью Евангелия от Матфея было рассказать о царстве – царстве, которое Бог обещал Аврааму, отцу еврейского народа. Право на царство по обетованию принадлежало роду Давида. Матфей говорит нам о еврейском царстве, и мы не должны перетолковывать Его слова, будто Он говорит о Церкви.

Главы 24-25 известны как «беседа на Елеонской горе», в ней Иисус учит о будущем Израиля в свете того, что они отвергли Его, как Царя. И это является контекстом рассматриваемого нами стиха – Мф. 24:13.

Краткий итог: Некоторые люди берут Евангелие от Матфея и пытаются нравственное учение, содержащееся в нем, сделать условием спасения, но оно не предназначено для этого. Очевидно, что его темой является царство, исполнение Божьего плана для Израиля, в котором Христос будет править на престоле, который Бог дал Своему рабу Давиду. В Евангелии от Матфея крайне мало говорится о «спасении» в том смысле, в каком оно обычно понимается. Поэтому использовать это Евангелие для подтверждения того, что человек должен претерпеть до конца своей жизни – это выйти за рамки его изначального значения.

Контекст прощания: Матфея 24

Призыв Иисуса претерпеть до конца (и быть спасенными) находится в этом отрывке. Эта глава является ключом к пониманию того, что Иисус имел в виду, говоря эти слова. Как мы уже видели, спасение может быть физическим, в виде избавления от смертельной опасности, или духовным – освобождением человека от угрозы ада и обещанием ему вечной жизни. Контекст показывает, какое именно значение являлось намерением автора. Исследование этой главы отдает предпочтение такому пониманию, как избавление от физической опасности.

Чарли Бинг хорошо подводит итог этому отрывку:

Этот отрывок не может быть правильно понят в отрыве от контекста. Очевидно, что Матфей (и Марк) говорит об обстоятельствах Великой Скорби Израиля (Мф. 24:21), непосредственно перед возвращением Иисуса Христа (возвращение Христа также фигурирует в контексте Мф. 10:22, см. 10:23). Здесь Иисус отвечает на вопрос учеников о Его возвращении (Мф. 24:3-4) и признаках, которые будут ему сопутствовать. В то время великих бедствий евреи будут ненавидимы, и некоторые из них будут убиты другими народами (Мф. 24:9), преданы своими соплеменниками (Мф. 24:10), обмануты лжепророками (Мф. 24:11) и на себе переживут беззаконие и неприязнь со стороны других (Мф. 24:12). После 13-го стиха пророчество Иисуса сообщает подробности, описывающие Его пришествие (ст. 14 и далее). Это пророчество относится к последним временам, к периоду Скорби.

Мф. 24 говорит о последних временах, когда Иисуса уже не будет. Он подготавливает Своих учеников (и тех, кто за ними последует) к ужасающим событиям, которые произойдут в Его отсутствие. Прощаясь с ними, Он учит их о том, что ожидает еврейский народ впереди. Взять этот отрывок и сказать, что он говорит о Церкви (сегодня преимущественно языческой) – это вырвать его из контекста и исказить его значение.

Подробный разбор: Матфея 24:13

Мы установили, что некоторые люди рассматривают этот отрывок и этот стих как говорящий о перенесении физических трудностей, и поэтому избавление является физическим (т.е. избавление от смерти). Другие толкуют его как доказательство того, что люди, о которых в нем говорится, являются истинными верующими, а не неверующими, которые только кажутся спасенными. От них требуется стойкость. Такие люди верят, что неспособность претерпеть до конца (их жизни) доказывает, что человек никогда не был спасен.

Однако контекст и содержание этого отрывка не говорит о спасении от ада. Вместо этого, Иисус обращается к ветхозаветным пророчествам (в частности, книге Даниила), чтобы изобразить катаклизмы и войны последних времен. В те дни некоторые отпадут (Мф. 24:10-12). «Претерпевший же до конца спасется» (ст. 13). Здесь говорится о физическом спасении от бедствий и гонений в будущем.

От людей требуется претерпеть. Греческое слово «hupomeno» означает «претерпевать, выдерживать, переносить проблемы, бедствия, гонения».

Это будут трудные времена, и Иисус хочет мотивировать еврейский народ того времени быть стойким, не поддаваться давлению, которое будет оказываться на людей. Их будет страшить не ад, а постоянная угроза их жизни (войны и военные слухи, моры, землетрясения и т.д.).

Им нужно будет выстоять до конца. Некоторые понимают это, как конец жизни. По их мнению, человек должен претерпеть до конца своей жизни, чтобы спастись, или чтобы продемонстрировать свое спасение. Но речь здесь идет не о конце жизни христианина. Речь идет о евреях. Речь идет о народе, переживающем опасные времена, живущем в постоянной близости смерти. Мф. 24 является параллельным отрывком к Отк. 6, в котором описывается массовая гибель и болезни. Конец здесь – это не конец жизни, а «кончина века». Вернитесь к 3-му стиху, где ученики хотели знать, «какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3b). Вот что было концом, о котором они спрашивали, и это же было концом, о котором говорит им Иисус. Речь идет не о конце жизни христианина, а о конце периода Скорби, перед вторым пришествием Христа. Очевидно, что нужно исказить смысл Мф. 24:13, чтобы он начал говорить о конце чьей-то жизни.

Претерпевшие люди будут спасены. «Спасены» здесь означает «избавлены». Здесь не говорится ни об оправдании, ни о примирении с Богом, ни о прощении грехов. Люди, о которых говорит Иисус, должны перенести враждебное к ним отношение на земле, и от этой враждебности они должны быть спасены. Для того чтобы сказать, что речь здесь идет о вечном спасении, человек должен проигнорировать контекст и «вчитать» в текст свое предвзятое мнение. Вместо того, чтобы заставлять этот отрывок говорить о «стойкости святых», давайте отдадим должное его контексту. Этот стих касается физического избавления от опасности, а не духовного спасения.

Почему так много людей считают, что Матфея 24:13 учит о вечном спасении?

Если книга Матфея говорит о Евангелии Царства, которое наступит в конце времен после возвращения Христа, то почему так много людей за всю историю Церкви считали, что наш отрывок говорит о спасении от ада?

Дейву Андерсону принадлежат меткие слова, которые проливают свет на этот вопрос:

…в сотериологических [т.е. о спасении] писаниях Августина один стих занимает главное место. Этот стих практически является отправной точкой Августина в понимании сотериологии [доктрины о спасении]. Он появляется в его трудах чаще, чем Ин. 3:16 или Еф. 2:8-9 или любой другой стих из Рим. 3-8. Так что же это за стих? Никакой иной, как Мф. 24:13 – «претерпевший же до конца спасется». Интересно, что в своих ранних работах Августин понимал значение «спасется» в беседе на Елеонской горе (Мф. 24-25) как относящееся к физическому спасению. В одной из своих ранних проповедей он говорит: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». …Если бы, говорит Он, война римлян против города продолжалась далее, то все евреи бы погибли (ибо под «плотью» здесь Он имеет в виду еврейскую плоть…)

Похоже, что изначально Августин придерживался более дипенсационного толкования (он признавал семь диспенсаций) и толковал отрывок Мф. 24 как говорящий о времени гонений на евреев, и спасение в Мф. 24 было физическим спасением от гонений.

Андерсон отмечает, что в 390-х годах на Августина повлиял светский богослов по имени Тихоний. К 400-му году труды Августина свидетельствуют о глубоких переменах, касающихся не только последних времен, но и его понимания спасения.

Августин первый выдвинул это новое понимание, в котором…

…он [Августин] приравнивает «спасение» к вечному, духовному спасению. Более 250-ти раз он говорит о необходимости претерпеть до конца [жизни человека], чтобы спастись [вечно].

Затем Андерсон цитирует примеры трудов Августина, включая этот:

«Кто может быть определен к вечному спасению иначе, как через дар стойкости? И когда мы читаем: «претерпевший же до конца спасется», о каком спасении может идти речь, как не о вечном?» Августин больше не понимает «спасется» в этом контексте как указание на физическое спасение. Теперь это духовное спасение. Для Августина Мф. 24:13 стало sine qua non вечного спасения…

Согласно Андерсону, такое понимание Августина навсегда отпечаталось в богословии римской католической церкви. Андерсон отмечает, что многие люди возражают и заявляют, что они не католики. Но он добавляет: «О, друг мой, вы не понимаете влияния Августина на реформаторскую традицию». В следующем цикле своих работ Андерсон прослеживает влияние Августина на Жана Кальвина, и, через него, на большую часть реформатского богословия.

Почему так много людей считают, что Мф. 24:13 говорит о вечном спасении? Потому что около 400-го года у Августина произошел глобальный сдвиг в его понимании Писания, и его влияние распространяется на нас и сегодня.

Применение

Несмотря на то, что большая часть содержания Евангелия от Матфея касается еврейского царства, его принципы могут и должны применяться и к нашей жизни. Вот что повелел Иисус: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (28:19-20). Хотя не все Писание написано нам, все Писание написано для нас. Нравственное учение Иисуса формирует основание для «царского закона», или «закона Христа» (который можно перефразировать так: «Люби Бога больше всего, и люби других так, как ты любишь себя»). В Евангелии от Матфея есть много принципов, важных для современных христиан. Но мы должны быть осторожны, чтобы не превращать божественные директивы в требования для прощения и попадания на небеса.

Мф. 24:13 является хорошим примером подобных принципов: Бог хочет, чтобы мы были стойкими в любых испытаниях, и в конце Он спасет нас от них. Под этим мы понимаем избавление от испытаний, а не спасение от Божьего гнева. Мы должны стойко проходить все испытания и искушения с надеждой на Божье избавление. Целью стойкости является не удержание Божьего прощения, и не доказательство того, что мы имеем прощение. Скорее, стойкость – это часть Божьего процесса освящения. Наш Господь претерпел крест; мы призваны претерпеть наши испытания. В конце мы надеемся услышать слова, которые Христос обещал тем, кто претерпит: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Пусть каждый из нас претерпит свои испытания и будет верен Ему. Тогда мы увидим, что, так или иначе, Он избавит нас.

Заключение

Эта глава открывалась рассказом о свидетельстве одному человеку о завершенном деле Иисуса на кресте, и о нашем отклике верой. И хотя мы хотим, чтобы все люди последовали за Иисусом, стали Его учениками и повиновались Его учению, мы не должны прибавлять дополнительные требования для спасения (избавления от Божьего гнева и гарантии того, что попадем на небеса). Это дело было совершено Иисусом. Его смерть на кресте и воскресение являются той скалой, на которой стоит наше спасение. Прибавление «претерпения до конца жизни» к Божьему требованию поверить (Ин. 3:16) равнозначно прибавлению дел к благой вести о спасении во Христе. Божье слово ясно говорит, что наши дела не могут ничего добавить к завершенному делу Христа. Еф. 2:8-9 утверждает: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Единственное Божье требование для спасения – это вера в Его сына. Более 150-ти новозаветных стихов утверждают, что «верить» является единственным требованием для прощения грехов и примирения с Богом. Эта тема особо выделяется в отрывках Ин. 1-12, Рим. 3-5 и Гал. 1-4. Это требование веры различными способами утверждается во многих местах по всему Новому Завету.

Мы показали, что «претерпеть до конца» в Мф. 24:13 должны евреи, живущие в последние времена. Они должны претерпеть гонения и хаос в мире, находящемся под осуждением. Те, кто претерпят и смогут дойти до конца Скорби, будут спасены (избавлены) от этих испытаний и введены в царство, о котором Иисус говорил Своим ученикам.

Применение Мф. 24:13 к верующим эпохи Церкви противоречит контексту. Прибавление стойкости, как условия или требования для спасения, добавляет к Евангелию пожизненную необходимость совершать дела и уничижает дело, совершенное Христом на кресте. Давайте хранить чистоту Евангелия, взирать на Христа, а не на наши дела, и делиться вестью о Божьем даре в Иисусе Христе, способном изменять жизни.