grace notes библейские курсы

Наверх

Библиотека Grace Notes

Книги >

Статьи

Общение с Богом

Христиане по-разному определяют для себя общение с Богом. Для одних это эмоциональные переживания во время поклонения в церкви, для других это чтение Библии и молитва в тихое время. Интересно посмотреть, как общение с Богом определяется в самом Божьем слове.

В Новом Завете есть одно очень важное послание, главной темой которого является общение с Богом – это 1-е послание Иоанна. К сожалению, многие богословы и служители рассматривают эту книгу в качестве «теста на возрождение», по сути, приравнивая описываемое там общение с Богом (или «пребывание в Нем») к вечному спасению. Таким образом, отрывки из 1 Иоанна часто звучат в контексте проповедей типа: «Как узнать, действительно ли я рожден свыше?» или «Характеристики истинно возрожденного человека». Любопытно, что нигде в Новом Завете нам не дается повеления выяснять, кто из членов церкви «действительно» является возрожденным человеком, а кто лишь «подделал» свою веру. Напротив, сам Господь предупреждает об опасности такой практики (прочтите и поразмышляйте над Мф. 13:24-30, 36-43). В то же время Церкви дано множество повелений о выявлении и пресечении деятельности ЛЖЕУЧИТЕЛЕЙ (Мф. 7:15 и далее; Деян. 20:28-30; 2 Пет. 2; Иуды; Рим. 16:17-18; Гал. 1:6-9; Еф. 5:6-7; Кол. 2:18-19; 2 Фесс. 2:1-3; 1 Тим. 1:3-7; 6:3-5; Титу 1:10-16 и др.). Целью лжеучителей и лжепророков всех времен является одно: увести Божий народ вслед «иных богов» (Втор. 13:1-5), то есть вывести верующих из общения с истинным Богом и ввести в общение с богами ложными. С такой проблемой Церковь столкнулась почти сразу после своего рождения, и большая часть Нового Завета представляет собой апологетику (защиту) основополагающих христианских доктрин. В ответ на зарождающуюся ересь гностицизма написано и 1-е послание Иоанна. Тогда как целью написания Евангелия от Иоанна было представить Иисуса Христа истинным Божьим Сыном, чтобы неверующие читатели могли поверить в Него и иметь вечную жизнь (Ин. 20:31), целью написания 1-го послания Иоанна было объяснить уже верующим людям сущность общения с Богом, чтобы они могли пребывать в нем и испытывать полноту данной им вечной жизни.

Прочтем синодальный текст 1 Ин. 1:1-4:

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

Давайте рассмотрим грамматическую структуру этого текста. Главный глагол в данном отрывке – это «возвещаем» в 3-м стихе. Кто возвещает? Ответ заложен в самом глаголе – мы, то есть Апостолы. Вероятно, Иоанн здесь говорит от лица всех Апостолов, большинство из которых к моменту написания этого послания (90-95 г.) уже были с Господом. Возвещаем кому? Вам, читателям. Возвещаем зачем? Чтобы вы имели общение с НАМИ. Возвещаем что? Иоанн возвещает нам то, что он видел, слышал, рассматривал, осязал руками, и все это было связано с Евангелием о явившейся от Бога Отца жизни. Таким образом, «объектом возвещения» здесь является апостольское свидетельство о личности и учении Иисуса Христа. Иоанн возвещает нам свое апостольское свидетельство, чтобы мы имели общение с ним. А его общение – с Богом Отцом и Его Сыном Иисусом Христом.

В условиях умножающихся лжеучений о личности, совершенном подвиге и учении Христа Иоанну очень важно было представить свое авторитетное свидетельство в этих вопросах. По сути, Иоанн говорит: «Иисус был настоящим человеком. Я провел рядом с Ним несколько лет, и я заявляю: ОН НАСТОЯЩИЙ!» Это было направлено против лжеучения о том, что Христос не имел человеческой природы и был лишь «духовной сущностью». Но если бы у Христа не было человеческой природы, Он не смог бы умереть вместо нас (Евр. 2:9-14), Он не мог бы быть нашим Ходатаем и небесным Первосвященником (Евр. 4:14-16), Он не мог бы быть примером для нас в духовной жизни (Евр. 12:1-3).

Иоанн говорит, что возвещает нам информацию, полученную «опытным путем» во время общения с Иисусом. Апостолы Христа являются эксклюзивными носителями такой информации. Мы, читая Новый Завет, изучаем информацию, которую Апостолы (и некоторые пророки) получили от Бога и оставили нам в записанном виде (Еф. 2:20; 3:4-5).

Хорошо, но причем тут общение? В слове «общение» заложена идея «иметь что-то общее», «быть объединенными вокруг чего-то». Так вот, мог ли бы я иметь «что-то общее» с Иоанном, Петром, Павлом и другими авторами Нового Завета, если бы я противился тому, чему они учили? Или был бы я «объединенным с ними вокруг чего-то», если бы это «что-то» было мне безразлично или неинтересно? В Гал. 2:11-21 записана интересная история о том, как Павел обличал Петра в лицемерии. Петр под давлением общественного мнения отступил от евангельской истины, и это стало причиной конфликта между ним и Павлом. Другими словами, во время отступления Петра от Евангелия они не были «в общении», Петр был «разделен» с Павлом, позиция которого в той ситуации отражала Божью истину.

Говоря «…возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом», Иоанн, по сути, заявляет о том, что его учение является средством, благодаря которому его читатели смогут иметь общение с Богом. Смысл сказанного Иоанном таков: «Если вы согласны с тем, что написано здесь, если вы верите в это и применяете в своей жизни, то вы имеете общение с нами и, следовательно, с Богом». Христианин находится в общении с Богом, когда он послушен открытым через Апостолов истинам о Нем и Его плане для человека. Вот некоторые основные истины, открытые в 1 Иоанна, от послушания которым зависит общение христианина с Богом:

  1. Иисус Христос – это Бог, явившийся во плоти (1:1-3; 2:22; 4:2-3, 15; 5:1, 5, 20).
  2. Бог абсолютно праведен (1:5, 9; 2:1б; 3:3б, 5б,7б).
  3. Невозможно одновременно быть и в грехе, и в общении с Богом (1:6; 2:4, 9, 11; 3:6, 17; 4:20).
  4. Иисус взял на Себя наши грехи, и Бог уже не гневается на верующих в Него (1:7; 2:1-2, 12; 3:5; 4:9-10, 14; 5:11-13).
  5. Бог дал нам Своего Духа (3:24; 4:13).
  6. Человек грешен (1:8-10; 2:1-2; 3:4-5; 5:16).
  7. В случае греха нужно очищаться через исповедание (1:9; 2:1; 3:3).
  8. Нужно любить Бога через исполнение Его заповедей, суть которых – любовь к братьям (2:5; 3:11, 16-18, 23-24; 4:7, 11, 21; 5:2-3).
  9. Нужно отделяться от мирской системы (2:15-17; 3:13; 4:4-6; 5:19, 21).
  10. Нужно ожидать встречи с Ним (2:28; 3:2-3; 4:17).

Общение с Богом – это привилегия, доступная всем христианам, потому что все верующие в Церкви объединены Святым Духом в одно Тело (1 Кор. 12:13). Поэтому даны повеления не угашать Духа, не оскорблять Духа, но исполняться Духом и жить (поступать) по Духу. Мы ДОЛЖНЫ быть в общении, потому что вне общения с Богом невозможна духовная жизнь (Ин. 15:4-5). Опасным заблуждением является присвоение общению с Богом неких мистических или эмоциональных характеристик. Общение с Богом – это СОСТОЯНИЕ отсутствия греха, бунта, противления Богу, то есть СОСТОЯНИЕ послушания открытым в Божьем слове истинам о Боге и Его плане для человека.

Итог:

  1. Чтобы быть в общении с Богом, нам нужно быть в согласии с апостольским свидетельством о личности, делах и учении Иисуса Христа.
  2. Мы должны понимать, что Библия является единственным источником информации о духовной жизни, и отвергать человеческие выдумки.
  3. Мы должны практиковать открытые нам духовные истины, чтобы в нас происходил духовный рост.