grace notes библейские курсы

Наверх

Библиотека Grace Notes

Книги >

Статьи

По плодам их узнаете их

Введение

Скорее всего, вы с этим уже сталкивались. Вы включаете телевизор, а там идет особая программа с известным проповедником, которого обожают народные массы, проповедующим в прекрасном соборе или на сцене, более подходящей для концерта. Реклама «кричит» о его благотворительной работе по обеспечению развивающихся стран питьевой водой, и просит вас поучаствовать в этом. Музыка исполняется профессионально и вдохновенно, и в своей проповеди он искренне и убедительно взывает к людям по всему миру, чтобы они своими делами прокладывали себе путь к Божьей благодати. Или вы видели скромного провинциального пастора в старом, но опрятном костюме, который занимается служением с бездомными и собирает деньги для местной школы, и который каждое воскресенье проповедует о том, что люди могут потерять свое спасение. Или же вы видите Папу Римского, помогающего нищим и призывающего других поступать так же, и при этом он учит, что вечная жизнь приобретается неделя за неделей через таинства. Все эти люди обладают замечательными качествами. Они милосердные, искренние, активные, честные, и они заботятся о бедных. Но их учение расходится с фундаментальными истинами Писания. Это волки в овечьей шкуре.

Общепринятый взгляд

Когда люди высказывают свои возражения по поводу доктрины оправдания через веру во Христа, одной из наиболее часто цитируемых фраз является «по плодам их узнаете их» из Мф. 7:16 и 20. Обычно понимается так, что намерением Иисуса было сказать, что мы можем отличить верующего от неверующего по тому, что они делают. Если кто-то поступает неправильно, или не поступает правильно, то мы можем сказать, что он не спасен. Например, отец Джейсон Смит пишет:

Однако истинная вера – это та, которая богата плодом, произрастающим от Христа: накормить голодных, напоить жаждущих, одеть нагих, приютить бездомных, посетить больных, посетить заключенных, похоронить мертвых – материальные дела милосердия являются знаком истинного ученика Христа. Наставлять сомневающихся, научать невежд, увещевать грешников, утешать скорбящих, прощать оскорбления, терпеливо переносить обиды, молиться за мертвых – вот духовные плоды евангельского древа. «По плодам их узнаете их».

В этом взгляде слово «их» относится к верующим, а слово «плоды» относится к добрым делам.

Практические соображения

Потеря личной уверенности в спасении

Когда эта ложная доктрина доходит до практики, она лишает нас уверенности в спасении, заставляя нас сомневаться. Все грешат (1 Ин. 1:8, 10), и хотя с духовным ростом приходит способность одерживать победу над грехом, с ним также приходит и более глубокое осознание своей греховности. По этой причине, в нормальных обстоятельствах, верующие различной степени зрелости имеют одно общее желание – быть более святыми. Мы никогда не будем полностью довольны своим хождением перед Богом. Мы знаем, что еще потребуется одержать много побед. Возрастающий христианин не может свести к минимуму свои грехи, поэтому, если мы будем основывать уверенность в спасении на наших делах, то духовная зрелость никогда не даст нам этой уверенности. Только гордый человек может быть уверен в спасении, основываясь на своих делах.

Сомнение всегда рассматривается Писанием как слабость. Один великолепный пример этого записан в Мф. 14:25-32, когда Господь Иисус пришел к ученикам по воде:

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

Петр проявил великую веру, когда пошел к Господу по воде, «но, видя сильный ветер, испугался» и начал тонуть. «Маловерный! зачем ты усомнился?» Сам Господь велел ему идти по воде (ст. 29), и, конечно же, Он не позволил бы Петру погибнуть в море, послушавшись Его. Если бы Петр не усомнился, он смог бы пережить нечто невероятное! Когда мы сомневаемся, вместо невероятного опыта уверенного хождения с Иисусом в любых ситуациях, мы получаем беспомощное барахтанье, которое никак нельзя назвать «хождением по воде».

Нарушенное общение

Доктрина «определения спасения по плодам» также оказывает сильное влияние на взаимоотношения в церкви. Если мы видим, что наш брат впал в какой-либо грех, то вместо того, чтобы предложить ему братскую любовь и помощь, чтобы понести с ним его бремя и восстановить его в общении с Богом (Гал. 6:1-2), нашей реакцией будет подозрительность. Может ли спасенный человек так поступать? Является ли это добрым плодом? В итоге мы обнаружим себя за немудрым занятием – сравнением себя с другими и других с собою (2 Кор. 10:12), а также распространением зависти и осуждения вместо назидания и смирения.

Но не такой пример мы видим в отношении апостола Павла к согрешающим верующим. Когда коринфяне вели себя весьма не по-христиански, когда между ними были зависть, споры и разделения, Павел говорил, что они ведут себя как «младенцы во Христе» (1 Кор. 3:1-5), а когда он обличал их в сексуальной аморальности, он напоминал им о том, что они являются «храмом Святого Духа» (1 Кор. 6:19). Его укоры, на самом деле, подкрепляли их уверенность. Он не сомневался в их статусе – в том, что они являются Божьими детьми.

Есть ли между апостолом Павлом и Господом Иисусом разногласие?

Взглянем на Матфея 7:15-20 подробнее

Конечно же, «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16, курсив добавлен), так что Господь Иисус и апостол Павел находятся в совершенной гармонии. Давайте поподробнее взглянем на наш отрывок, чтобы убедиться, правильно ли мы понимаем Господа Иисуса. Отрывок гласит:

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их (Мф. 7:15-20).

Кого нам нужно узнать?

Для того чтобы понять этот отрывок, нам нужно задать один вопрос: «Кого мы должны узнать по их плодам?» Как в оригинальном греческом, так и в русском переводе, слово «их» относится к лжепророкам в 15-м стихе, а именно к лжепророкам, которые «приходят к вам в овечьей одежде». Так что, на самом деле этот отрывок вовсе не говорит о том, кто является, а кто не является верующим.

Имеют ли эти лжепророки вечную жизнь? Текст не говорит об этом, потому что не это является здесь важным. Часто, когда мы видим в контексте слово «огонь» (ст. 19), мы предполагаем, что речь идет об огненном озере, но это вовсе не обязательно так. «Огонь» может относиться и к огненному озеру, и к ситуациям, в которых могут оказаться верующие (Пс. 89:47; Ин. 15:1-6; 1 Кор. 3:13, 15; Евр. 6:8; 10:27; 12:29; Иак. 5:3; 1 Пет. 1:7; 4:12). В нашем отрывке «огонь», скорее всего, говорит об осуждении в общем. Для верующих лжепророков это будет осуждение во времени, или потеря наград на суде Bema; для неверующих лжепророков «огонь» мог означать и разрушение Иерусалима в 70-м году, и период Великой Скорби, и огненное озеро. Но главный акцент Иисус делает здесь на защите Своих учеников от идей лжепророков, и им нужно остерегаться лжеучений вне зависимости от того, является ли лжеучитель спасенным, или нет.

Еще одним интересным наблюдением по поводу этих лжепророков является то, что они «приходят к вам [ученикам] в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15, курсив добавлен). Господь говорит, что эти лжепророки выглядят как овцы. Внешне они выглядят ревностными и верными, но внутренним их мотивом является нанести вред стаду, а не послужить ему. Итак, чтобы распознать лжепророка, нам нет смысла смотреть на его «внешность». Иисус не говорит, что мы можем узнать лжепророка по его делам. На самом деле, Он говорит, что мы не можем отличить его по внешнему виду.

Что такое «плоды»?

Итак, если мы не можем отличить истинного пророка от ложного по их делам или внешнему виду, то по каким «плодам» мы узнаем лжепророков? В этом отрывке не говорится, но есть параллельное место, которое определяет «плоды». Мф. 12:33-35 гласит:

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф. 12:33-35).

В контексте мы видим, что фарисеи, которые были «учителями Израилевыми», провозгласили, что чудеса Иисуса по изгнанию бесов были сотворены силой веельзевула (12:24). Иисус доказывает несостоятельность их обвинений и объявляет об их осуждении за хулу на Святого Духа (Мф. 12:25-32).3 Эти фарисеи были лжепророками – худыми деревьями, - как те, о которых говорилось в Мф. 7:15-20, и здесь дается такое определение, что их плодами являются их слова: «как вы можете говорить доброе, будучи злы?»

Фарисеи были дотошными исполнителями каждой мельчайшей детали Моисеева Закона. Для большинства они выглядели овцами благодаря своим делам, поэтому они имели огромный авторитет, как учителя Израиля. Но их слова разоблачали в них лжепророков. «По плодам их узнаете их».

Плодами учителя являются слова, а не дела. Ученики, хранящие учение Христа, смогут отличить хороших учителей от плохих по словам, которые те говорят. И хотя в 7:15-20 «плоды» не определяются, параллельный отрывок Мф. 12:33-35 восполняет недостающую информацию.

Апостол Павел также помогает пролить свет на этот отрывок. Похоже, что у него на уме было именно это предупреждение Господа Иисуса, когда он обращался к ефесским старейшинам перед своим отъездом. Он сказал им:

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20:28-31).

Здесь вы можете видеть, что апостол называет волками лжепророков, и что именно их слов – того, что они будут «говорить превратно» - он убеждает своих слушателей остерегаться. В унисон с предупреждением Иисуса, он говорит: «Бодрствуйте!» Единственный раз во всех своих посланиях он написал, что он чего-то боится, и это касалось его беспокойства о том, что галатийские христиане впали в законничество в результате учения лжепророков (Гал. 4:8-11). Похоже, что он считал свою «заботу о всех церквах» делом более волнительным, чем избиение палками и камнями, чем кораблекрушения и множество других страданий (2 Кор. 11:22-29).

Иисус велел Своим ученикам «беречься лжепророков», потому что лжепророки могут разрушить поместную церковь и нанести ужасный вред отдельным людям. И хотя Павла не было среди учеников, к которым Иисус обращал Свою нагорную проповедь, он знал об этом предупреждении и относился к нему очень серьезно. Настолько серьезно, что три года он учил ефесян «со слезами» (Деян. 20:31).

Подобным образом, в Кол. 2:18 Павел предупреждал колоссян: «Никто да не обольщает вас» законническим учением (Кол. 2:11-23). Доктрина – это серьезно. Ложная доктрина может поработить нас (Гал. 4:8-9), заставить нас думать и поступать плохо по отношению к братьям (Гал. 2:11-18), и может стоить нам очень дорого на судилище Христовом (Кол. 2:18; Евр. 2:1-4; 6:4-8; 10:19-25).

Наблюдение и надежность

Из-за того, что доктрина играет столь важную роль, мы должны научиться отличать ложных пророков от истинных. Распознание лжепророков по их словам является более надежным методом, чем попытки оценить их образ жизни. Большая часть жизни человека скрыта от посторонних глаз, а тем, что мы видим, можно манипулировать. Например, мы можем не знать, хорошо ли какой-то учитель обращается со своей женой и детьми. Всем нам известны ситуации, когда мы узнавали о нравственных слабостях учителей, которые продолжались десятилетиями, и никто об этом не знал. Кто знает, сколько таких ситуаций останется нераскрытыми? Как сказал Павел: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии» (1 Тим. 5:24).

Мы можем никогда не узнать мотивов, по которым кто-то совершает добрые дела. Иисус Христос является единственным праведным Судьей (2 Тим. 4:8). Только Он может видеть сердце, и никакие человеческие манипуляции не могут Его обмануть, потому что Он видит все.

Также Он единственный, кто может правильно все оценить. Я видел людей, осуждаемых другими за действия, которые я считал правильными, и видел людей, прославляемых за действия, которые я считал неправильными. Господь знает, что на самом деле правильно, и будет судить соответственно.

Но если мы пребудем в слове Христа, у нас есть Его обещание, что мы будем знать истину (Ин. 8:31-32), и поэтому, когда кто-то заявляет, что он говорит от лица Бога, и при этом говорит, что Иисус это не Бог, что спасение дается по делам, что Бог не исполнит Своих обещаний, или что-то в этом роде, мы можем знать, что это говорит лжепророк, каким бы ни был его образ жизни. Вот почему апостол Иоанн также призывает нас распознавать лжепророков по их словам:

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения (1 Ин. 4:1-6).

И вот почему апостол Петр говорит то же самое:

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет. 2:1-3).

И вот почему слова, а не действия, были методом различения лжепророков под Законом Моисея:

Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его (Втор. 18:20-22).

Лжепророки действуют через лживые слова. Вот почему мы и знаем, что они лжепророки. Господь Иисус, апостолы и Моисей единогласны в этом вопросе.

Заключение

Хотя фраза «по плодам их узнаете их» так часто используется, чтобы заставить человека усомниться в своем спасении, заставляя его смотреть на свои дела, отрывок, в котором она находится, не имеет ничего общего с этой идеей. Ирония в том, что это именно тот случай злоупотребления Писанием, о котором Господь Иисус предупреждает Своих учеников.

Пребывая в Его слове, мы узнаем истину, которая сделает нас свободными и способными различать, находится ли проповедь учителя в согласии с вестью о нашей безопасной и свободной жизни во Христе. Поэтому, когда лжепророки придут к нам, как волки в овечьей шкуре, мы будем ограждены от их вредоносного ложного учения.