grace notes библейские курсы

Наверх

Библиотека Grace Notes

Книги >

Статьи

Иакова 2:14-26

Отрывок Иак. 2:14-26, без сомнения, является одним из самых противоречивых во всей Библии. Искренний христианин, последовательно читая Писание, обязательно преткнется об этот отрывок, который, как кажется, опровергает подробнейшим образом изложенное апостолом Павлом учение об оправдании верой, без дел. Но мы знаем, что в Библии нет противоречий, что все Писание богодухновенно и полезно, и что тот же Святой Дух, который вдохновлял Павла при написании его посланий, вдохновил и Иакова. Многие великие умы на протяжении истории Церкви пытались примирить учение Павла и учение Иакова, зачастую терпя на этом пути поражение – сам Мартин Лютер, великий реформатор, считал, что посланию Иакова нет места в каноне Библии. Но не все богословы обременяли себя подобными терзаниями, и это послание в итоге стало одним из столпов учения об оправдании перед Богом делами, которое исповедуют как традиционные церкви (католическая, православная), так и всевозможные псевдохристианские культы (например, Свидетели Иеговы). Действительно, читая такие стихи, как 2:14, 17 и 24, легко можно прийти к выводу, что для оправдания перед Богом необходимы дела, одной веры для вечного спасения недостаточно.

Те же богословы, которые не желали отказываться от принципов, утвержденных Реформацией (только благодать, только вера и др.), продолжали искать пути решения этой проблемы. Проблема была решена путем введения понятий «спасающая» и «не спасающая» вера и утверждением такого постулата, что истинная, спасающая вера обязательно будет иметь своим следствием добрые дела, или «плоды». Если же человек, заявляя о своей вере, не имеет дел (плодов), то это является свидетельством того, что его вера не является истинной и спасающей, а лишь «человеческой», «душевной», «бесовской» - мертвой. Вероятно, на данный момент такое понимание Иак. 2:14-26 является самым распространенным среди евангельских христиан всего мира.

Без того, чтобы подвергать сомнениям и критике какие-то конкретные богословские системы, мы попытаемся обозначить суть проблемы.

Новый Завет изобилует отрывками, которые недвусмысленно учат о том, что человек спасается (оправдывается перед Богом) по Божьей благодати, через веру, без дел. Давайте посмотрим на самые очевидные стихи, представляющие эту доктрину, и обратим внимание на тематику каждой рассматриваемой книги.

Евангелие от Иоанна – единственная книга Библии, утверждающая о себе, что ее целью является приведение людей к вере в Иисуса Христа и вечной жизни (Ин. 20:30-31).

1:12, «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».

3:15-16, «…дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

3:18, «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

3:36, «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем».

5:24, «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

6:40, «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».

8:24, «…если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших».

11:25, «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».

20:30-31, «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».

Деяния апостолов – историческая книга, описывающая переходный период рождения и развития Церкви, и приводящая содержание проповеди апостолов.

10:43, «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».

13:38-39, «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий».

16:30-31, «…выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

26:17-18, «…от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».

Послание к Римлянам – послание, основной темой которого является Божья праведность. В свете Божьей праведности апостолом Павлом излагаются истины о спасении (оправдании) и духовной жизни (освящении).

1:16, «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину».

3:21-24, «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».

3:28, «…мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».

4:5, «…не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».

4:22-25, «Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».

5:1, «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа».

Обратите внимание на основополагающий принцип благодати:

11:6, «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать».

Послание к Галатам – написано с целью защиты доктрины оправдания верой.

2:16, «…однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

3:26, «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».

Послание к Ефесянам – послание о духовной жизни в Церкви, которая является Телом Христовым.

1:13, «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом».

2:8-9, «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

1 послание Иоанна – послание, темой которого является общение с Богом.

5:14-13, «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».

Рассматривая эти тексты, мы видим, что они (1) находятся в доктринальном контексте, (2) однозначно связывают спасение (оправдание) с верой, и (3) никак не определяют понятие «вера» (например, истинная, спасающая, Божья и т.д.).

Анализируя же послание Иакова, мы видим, что оно является не доктринальным, но практическим – дает множество повелений (54 глагола повелительного наклонения в 108-ми стихах) о практической жизни верующих в условиях разного рода испытаний (Иак. 1:2). Наиболее вероятно, что это послание было первой книгой Нового Завета, написанной в то время, когда стройное доктринальное учение еще не было развито. Письмо Иакова было реакцией на греховное поведение верующих людей, которые, зная истину, не поступали соответственно этим знаниям (1:22; 2:14; 4:17).

Проблема заключается в том, что, сопоставляя приведенные выше доктринальные тексты с «практическим» текстом Иак. 2:14-26, многие богословы (и обычные верующие) в доктринальном вопросе оправдания перед Богом либо целиком отдают предпочтение последнему и учат о спасении делами, либо толкуют доктринальные тексты через текст Иакова, то есть дают дополнительные определения понятию «вера».

Действительно, сталкиваясь с очевидным противоречием (например, Иак. 2:14 и Титу 3:5 или Иак. 2:24 и Рим. 4:5), искренний исследователь Писания понимает, что в каких-то элементах данных отрывков кроется многозначность. То есть в «противоречащих» отрывках присутствуют какие-то термины, которые в разных контекстах имеют разные значения. И, рассматривая стих Иак. 2:14, «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?», люди приходят к выводу, что эта многозначность заключается в слове «вера». Таким образом, было введено понятие «спасающей» и, соответственно, «не спасающей» веры.

Но является ли такое «размножение» веры оправданным? Как мы уже увидели, доктринальные тексты, связывающие спасение и веру, никак не определяют эту веру. Иоанн в своем Евангелии не употребляет к слову «вера» никаких прилагательных. Новозаветные авторы лишь устанавливают для нас объект веры – личность и дело Иисуса Христа, – никак не определяя её качество. При этом в нашем отрывке присутствуют ключевые термины, многозначность которых становится очевидна, если рассмотреть все места Писания, где эти термины используются. Эти термины – «спасти» в 2:14 и «оправдался (оправдывается, оправдалась)» в 2:21, 24, 25.

Чтобы увидеть тот факт, что слово «спасение (спасти)» имеет различные значения, давайте рассмотрим некоторые стихи:

Мф. 9:20-22: «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (греч.: спасусь). Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова (греч.: спасена)».

Очевидно, что речь здесь идет о спасении от болезни.

Ин. 12:27: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь (греч.: спаси) Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».

Конечно же, Иисус молился не о вечном спасении от греха.

Флп. 1:19: «…ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа».

Являлся ли Павел невозрожденным человеком, нуждающимся в вечном спасении, когда писал письмо филиппийцам?..

1 Тим. 2:15: «…впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».

Установил ли Бог женщинам особые условия для вечного спасения?..

Мы видим, что словом «спасение» Библия описывает избавление от различных трудных или опасных обстоятельств. Конкретное значение этого слова определяется не иначе, как через исследование контекста. Понимание этого принципа «спасает» нас от неверных выводов и печальных для нашей духовной жизни последствий, когда мы сталкиваемся с такими стихами, как Мф. 24:13; 1 Пет. 4:18; Флп. 2:12; 1 Тим. 4:16 и др.

Откуда мы знаем, что стихи Еф. 2:8-9 и Титу 3:5 говорят о вечном спасении? Из их контекста. Поэтому, чтобы определить, в каком значении Иаков использует слово «спасти» в 2:14, нам придется исследовать и контекст послания в целом, и этого стиха в частности.

Во-первых, нам нужно понять, кому пишет Иаков. 15 раз в своем послании он называет своих читателей братьями. Также стихи 1:18 и 4:5 указывают нам на то, что он пишет уже верующим, возрожденным людям.

Во-вторых, нам нужно понять, зачем пишет Иаков. 1:2-4: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». 1:19: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев». 1:22: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя». Иаков пишет своим читателям, чтобы побудить их к достойной христианской жизни, стойкости в испытаниях, правильной реакции на жизненные проблемы, практическому исполнению известных им истин Божьего слова.

В-третьих, помимо 2:14, Иаков в своем письме еще 4 раза использует слово «спасти». Нам нужно понять, в каком значении (значениях) он использует этот термин.

1:21: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души».

Идет ли здесь речь о вечном спасении? Очевидно, что нет, потому что условием спасения здесь является не вера в Иисуса Христа, а «отложение нечистоты и злобы» и «принятие слова». Кроме того, фраза «спасение души» вовсе не описывает вечное спасение (исследуйте использование этой фразы в Ветхом и Новом Заветах, очень интересно).

4:12: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»

Конечно же, наш Бог – это Тот, кто способен спасти и погубить в вечном смысле. Но имеется ли здесь в виду именно это? Иаков говорит о законе и суде, то есть о спасении в контексте суда. Мы знаем, что вечная участь человека определяется не на каком-то суде, а в течение его жизни на земле. На любом суде оцениваются дела человека, от которых, как мы знаем, вечное спасение не зависит.

5:15: «И молитва веры исцелит (греч.: спасет) болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

Здесь Иаков говорит о спасении-исцелении от какой-то болезни, связанной с грехами в жизни христианина (5:14: «Болен ли кто из вас…»). Очевидно, что это спасение не имеет отношения к вечности.

5:19-20: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов».

Имеет ли один человек власть спасти другого в вечном смысле? Конечно же, нет. Здесь говорится о спасении души (жизни).

Мы видим, что в четырех из пяти случаев использования Иаковом слова «спасти» речь не идет о вечном спасении. Оглядывая все послание, можно сделать уверенный вывод, что оно является не «евангелизационным призывом» для неспасенных, а «исправительной розгой» (Пр. 22:15) для Божьих детей. По сути, все письмо Иакова – это обличение в грехах. Наш Бог, будучи праведным Отцом и Судьей (4:12; 5:9), наказывает Своих непослушных детей (5:14-15). Именно от этого наказания им и нужно было спасаться.

Рассматривая, например, Еф. 2:8-9, мы видим, что (1) Бог спас (2) «мертвых по преступлениям и грехам» людей (3) благодатью (4) через веру. Рассматривая Титу 3:5, мы видим, что (1) Бог спас (2) «некогда несмысленных, непокорных, заблудших, рабов похотей и различных удовольствий, живших в злобе и зависти, гнусных, ненавидевших друг друга» людей (3) банею возрождения и обновления Святым Духом. Всегда, когда речь идет о вечном спасении (оправдании), источником этого спасения (оправдания) является Бог. Кто или что является источником спасения в послании Иакова? Можно сделать интересное наблюдение, что источником спасения в послании Иакова являются: 1:21 – слово; 4:12 – Законодатель и Судия; 5:15 – молитва; 5:20 – брат. Какой источник спасения рассматривается в 2:14? Вера. Может ли вера спасти? Мы знаем, что слово может спасти, что Законодатель и Судия может спасти, что молитва может спасти, что один христианин может спасти другого. Может ли вера спасти?

2:14: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?»

Грамматическая форма, в которой задается этот вопрос на греческом языке, требует отрицательного ответа, то есть уже в самом вопросе заложен ответ – нет, вера спасти не может. Остается определить, от чего не может спасти вера. Рассмотрев начало 2-й главы, мы увидим, что речь в ней идет о грехе лицеприятия и неоказания милости нуждающимся. В 2:12-13 говорится о том, что читатели будут «судимы по закону свободы». Писание говорит, что все верующие однажды предстанут на суд Христов (Рим. 14:10-12; 2 Кор. 5:10), и к тем, кто в земной жизни не проявлял милость, суд будет «без милости» (Иак. 2:13; см. также Мф. 6:14-15). Нужно понимать, что с этого суда никто не отправится в ад, потому что вечная участь человека не зависит от его дел (1 Кор. 3:11-15). Тем не менее, за свое греховное поведение человек получит наказание и в этой жизни, и на суде все его дела «сгорят». Вера, не имеющая выражения в делах, не спасет человека от негативного вердикта на этом суде, когда Бог будет оценивать его дела. Если нет дел, то нечего и оценивать!

2:15-17: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: 'идите с миром, грейтесь и питайтесь', но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».

Обратите внимание на фразу «что пользы?..» (также в 2:14). Иаков говорит о конкретной нужде брата или сестры и о конкретной пользе для них. Если мы знаем и верим, что «бедных мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его» (2:5), но, видя нужду, не восполняем её, а вместо этого говорим что-то вроде: «Господь велик! Он силен помочь тебе! Иди с миром, я помолюсь за тебя!», то что пользы?

В данном контексте слово «мертва» (греч.: νεκρός) в 2:17 является синонимом слова «бесполезна, праздна» (греч.: ἀργός) в 2:20. Это выразительное слово используется в Мф. 20:3, 6; 1 Тим. 5:13; Титу 1:12 и других стихах. Вера без дел мертва в том же смысле, в каком мертв грех в отсутствии закона (Рим. 7:8).

Читатели послания знали истину Божьего слова (имели «веру», то есть содержание учения), знали, как правильно поступать, но не поступали так. Поэтому Иаков призывает их не только «иметь веру», но и проявлять её на практике делами. Если ты знаешь Божью волю, но не исполняешь ее (Иак. 4:17), то тебя ждет наказание, и твое знание (твоя вера) не спасет тебя от него. А что спасет? Дела – практика этого знания, этой веры. «Вера без дел мертва» – доктрина без практического применения бесполезна.

2:18-19: «Но скажет кто-нибудь: 'ты имеешь веру, а я имею дела': покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут».

2:19 – это, наверное, один из самых цитируемых библейских стихов. Но оправданно ли? Общепризнанным среди искренних исследователей Писания является тот факт, что отрывок 2:18-19 крайне неясен. Помимо богословских трудностей, он представляет собой и текстологическую проблему (в большинстве греческих манускриптов 2:18 читается так: «покажи мне веру твою из дел твоих…»). Но все же, не прибегая к спекуляциям, мы можем сделать об этом тексте некоторые весомые выводы.

В 2:18 Иаков, предвосхищая возможные возражения своему учению, выводит на сцену воображаемого оппонента, который будет с ним спорить. То, что это речь именно оппонента, а не союзника, следует из того, что Иаков здесь использует общеупотребительный прием греческой литературы – диатрибу. Диатриба никогда не использовалась для выражения точки зрения, согласной с точкой зрения автора. Другими библейскими примерами диатрибы являются отрывки Рим. 9:19-20 и 1 Кор. 15:35-36. Следуя общей схеме диатрибы, мы видим, что речь оппонента распространяется на оба стиха 2:18 и 19, Иаков же вступает лишь в 2:20: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек…» То есть толковать 2:18-19 нужно исходя из того, что они представляют мнение человека, оппонирующего Иакову – «неосновательного» (греч.: пустого) человека.

Основной мыслью, которую доносит до нас Иаков, является та, что христианам нужно быть исполнителями Слова, то есть их доктрина должна находить выражение в делах, иначе она бесполезна. Следовательно, оппонент, скорее всего, отстаивает ту идею, что между верой и делами нет прямой связи. Добрые дела не обязательно свидетельствуют о правильной вере, а правильная вера не обязательно имеет своим результатом добрые дела. Добрые дела может совершать кто угодно; правильная вера – вот истинная ценность!

Действительно, люди, не имеющие истинной библейской веры (сейчас это представители культов, мусульмане, представители традиционных религий, прочие гуманисты), тем не менее, совершают много добрых дел милосердия. Но, глядя на их дела, невозможно с уверенностью сказать, во что они верят. С другой стороны, бесы, как и Иаков, имеют полный набор ортодоксии (обратите внимание, что речь идет о вере в единство Бога, а не в истины Евангелия. Бесы в принципе не могут уверовать в Евангелие и быть спасенными, потому что Иисус Христос не умирал за бесов), но результатом этой «веры» является лишь трепет, тогда как Иаков совершает, исходя из своей веры, добрые дела. Поэтому, говорит оппонент, между верой и делами нет прямой связи, следовательно, одной веры достаточно.

2:20-25: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва (греч.: бесполезна, праздна)? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: 'веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим'. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?»

Иаков довольно резко укоряет своего оппонента, указывая ему на глупость его богословской позиции. Он обращается к общепризнанному среди евреев авторитету – Ветхому Завету, откуда извлекает два ярких исторических примера – патриарха Авраама и блудницу Раав. И Авраам, и, вероятно, Раав считались среди израильтян героями веры. Иаков лишь напоминает своим читателям, почему эти верующие люди стали героями – они проявляли свою веру делами! Именно дела остались в истории, как видимое свидетельство их веры, то есть в их случае вера и дела имели прямую связь. «Видишь ли, неосновательный человек, что библейская история опровергает твое богословие?»

В этом отрывке мы встречаемся со вторым нашим многозначным словом – это «оправдание (оправдался)». Давайте рассмотрим некоторые библейские отрывки:

Мф. 11:19, «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее».

Лк. 7:29, «И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу (греч.: оправдали Бога), крестившись крещением Иоанновым».

1 Кор. 4:3-4, «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь».

1 Тим. 3:16, «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

Мы видим, что словом «оправдание» Библия описывает провозглашение кого-то или чего-то (Мф. 11:19) праведным, или соответствующим стандарту. Как объектом оправдания может быть кто угодно, так и субъектом оправдания вовсе не обязательно является Бог. Мы видим, что в 1 Кор. 4:4 Павел говорит о своем оправдании перед коринфянами, а в Лк. 7:29 мы видим, что мытари оправдали Самого Бога!

Что же имеет в виду Иаков, говоря, что «делами оправдался Авраам»? Определенно не вечное оправдание перед Богом, потому что в Рим. 4:2-3 написано следующее: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Да, Авраам действительно оправдался делами, но не перед Богом!

Иаков обращается к своему воображаемому оппоненту: «Видишь ли, что вера содействовала делам его (Авраама), и делами вера достигла совершенства?» Буквально здесь сказано, что вера Авраама действовала вместе с его делами, и, благодаря этому, его вера достигла совершенства (зрелости). Совершенство, или зрелость – это цель духовного роста, а не синоним вечного спасения! Совершая дела веры, Авраам духовно возрастал, и, в итоге, оказался способен возложить на жертвенник своего сына Исаака. От его оправдания верой (Быт. 15:6) до его оправдания делами (Быт. 22) прошло несколько десятилетий, в течение которых его вера укреплялась, и, как результат, он был назван Божьим другом. Сначала царь Иосафат называет так Авраама (2 Пар. 20:7), а затем, спустя около 200 лет, Сам Бог подтверждает это свидетельство (Ис. 41:8). Благодаря его делам веры, люди провозгласили Авраама праведником!

2:24: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»

Здесь Иаков обращается уже ко всем своим читателям. Этот стих, очевидно противоречащий Рим. 4, обретает свой замечательный смысл, если внимательно посмотреть на его греческий текст, а именно на слово «только». Дело в том, что греческое «только» в 2:24 – это наречие, а наречие описывает глагол. Если бы Иаков хотел донести ту мысль, что человек получает оправдание не одной только верой, но связкой «вера плюс дела», то он использовал бы слово «только» в форме прилагательного. Прилагательное описывало бы существительное «вера», но у нас в тексте стоит наречие, описывающее глагол «оправдывается». Правильный перевод этого стиха выглядел бы так: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только [оправдывается]». То есть существует два вида оправдания – верой перед Богом (Рим. 3-5), и делами перед людьми. Также имеет смысл говорить об оправдании делами перед Христом на судилище Христовом, где Он будет оценивать дела верующих эпохи Церкви (Иак. 1:12).

2:25: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?»

О Раав нам известно не так много, нам оставлен только один яркий эпизод с её участием. Будучи верующей в Яхве язычницей, Раав подвергла опасности свою жизнь, чтобы спасти жизнь нескольких израильтян. О ней самой и о её вере известно только благодаря этому героическому поступку.

2:26: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

Подводя итог своему непростому отрывку, Иаков говорит, что именно дела дают вере «энергию», делают ее плодотворной, полезной.

Итак, мы видим, что отрывок Иак. 2:14-26 не содержит учения о вечном спасении и оправдании перед Богом, поэтому он никак не противоречит учению Нового Завета об оправдании верой. Отрывок 2:14-26 направлен на развенчивание идеи о том, что вера и дела не зависят друг от друга, могут существовать отдельно: достаточно иметь «веру» (знание, 1 Кор. 8:1), достаточно иметь правильное богословие, и совсем не обязательно проявлять веру делами. Также этот отрывок не учит о том, что истинная вера, истинное возрождение неизбежно влечет за собой добрые дела, или плоды. Этот отрывок не учит о двух типах веры – «спасающей» и «не спасающей». Этот отрывок не является «тестом на рождение свыше». Речь здесь идет не о вере в Евангелие и, соответственно, о спасении от вечного осуждения, а о вере в истины Писания в общем.

По сути, брат Иаков оставил нам простые истины, чтобы мы имели благословенную, плодотворную, угодную Отцу жизнь. Бог сотворил нас во Христе Иисусе «на добрые дела» (Еф. 2:10), Он ревностно желает прославляться через нашу жизнь, через наши поступки. Конечно же, праведные поступки должны проистекать из правильной веры, но одной лишь веры для того чтобы Бог прославлялся через нас, недостаточно. Нужны дела.

«И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Кол. 3:23-25).