grace notes библейские курсы

Наверх

Библиотека Grace Notes

Книги >

Статьи

Что такое "Судилище Христово"?

Введение

Что такое «судилище Христово»? Этот вопрос часто задают люди, которые только начинают знакомиться с концепцией богословия благодати, потому что другие богословские системы почти не учат на эту тему.

Библия учит, что каждый человек однажды предстанет на суд, где будет дана оценка его делам. Иисус сказал: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (…)И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:22, 27). Это суд вселенских масштабов, и ни один человек не избежит его, включая верующих в Иисуса. Многие понимают этот принцип так, что и верующие, и неверующие будут судиться вместе у великого белого престола (Отк. 20:11-15), и что на этом суде все истинные верующие будут иметь достаточно добрых дел, чтобы подтвердить, что они действительно были спасены. Учителя, которые придерживаются такого взгляда, часто используют термин «последний суд». Один автор, говоря о суде великого белого престола в Отк. 20:11-15, пишет:

Все мертвые судятся в соответствии с тем, что написано в книгах. Речь идет о верующих и неверующих, об избранных и неизбранных. Это суд для всех людей: «И увидел я мертвых, малых и великих» (ст. 12). «и судимы были мертвые» (ст. 12). «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (ст. 13). Итак, верующие и неверующие предстанут перед тем, что написано в книгах.

Но такой взгляд смешивает два очень разных суда. Суд великого белого престола, о котором шла речь выше, является судом для мертвых, а не для обладателей Божьей вечной жизни. Верующие во Христа «не умрут вовек» (Ин. 11:26), но, вместо этого, «будут жить вовек» (Ин. 6:51). О нас, верующих, когда умирают наши физические тела, Библия говорит, что мы «уснули» (1 Фесс. 4:13-15), и к моменту, когда в Отк. 20:11-15 открываются «книги», верующие, спавшие во Христе, уже были пробуждены ото сна и уже более тысячи лет живут в новых, прославленных телах (см. Отк. 20:4-6). Если вы верите во Христа, то вы не будете судимы вместе с мертвыми (Ин. 5:24).

Два суда

В Писании говорится о двух местах суда – Bēma и Thronos (престол). Д.М. Пантон сделал такое наблюдение: «Суд, на который приходят ученики, является особенным. Это Bēma, а не Thronos – судилище для оценки учеников, а не престол для обвинения бунтовщиков». Слово Bēma использовалось для обозначения места, на котором сидели судьи атлетических состязаний, выдававшие призы атлетам, победившим в своих дисциплинах. Суд Bēma произойдет перед тысячелетним Царством (Мф. 16:27), а Thronos, суд над неверующими, свершится после тысячелетнего Царства (Отк. 20:7, 11-15).

Суд, на который предстанут верующие, называется «судилище Христово», или Bēma. Именно это имел в виду Павел, когда писал верующим Коринфа:

И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:9-10).

Христос не будет судить верующих на суде Bēma, основываясь на Своей праведности или Своих делах. Это не место для благодати и получения даров. Это место для получения воздаяния за проделанную работу. На суде Bēma истина, высказанная Павлом, «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7), станет очевидна.

На всем протяжении Нового Завета судилище Христово занимает центральное место, и ссылки и аллюзии на него встречаются почти на каждой странице (одним замечательным исключением является Евангелие от Иоанна). Так как все книги Нового Завета, кроме Евангелия от Иоанна, написаны для верующих, становится понятно, почему каждый автор старался подготовить своих читателей к оценке дела их жизни.

Судилище Христово не для определения вечной участи

Судилище Христово не предназначено для определения вечной участи человека. Верующий не может прийти на такой суд: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Предназначение суда Bēma – это определение наград.

В Лк. 19:11-27 Господь в притче изображает суд Bēma:

Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

В этой притче фигурируют две категории людей – рабы и враги. Царь уезжает в далекую страну, чтобы принять царство, и на это время его рабы получают по одной мине (примерно ¼ годового заработка земледельца), чтобы пустить их в дело до его возвращения.

Вернувшись, царь говорит с каждым рабом, чтобы узнать о прибыли от инвестиций. Мы видим только три примера из этих десяти рабов, вероятно потому, что они представляют три основных типа рабов. Есть те, чей труд очень плодотворен, как тот раб, который от одной мины приобрел десять. Есть те, чье служение плодотворно, но не настолько, как могло бы быть, как тот раб, который приобрел пять мин. И есть те, кто вообще ничего не делает.

Интересно, что именно законническое мышление привело неверного раба к бесплодности. Он сказал: « Господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял» (19:20-21). Ирония в том, что истина о характере Христа является прямо противоположной. Как сказал Господь израильтянам: «И дал Я вам землю, над которою ты не трудился, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды» (Ис. Нав. 24:13). Даже та мина, которую нужно было пустить в дело, была подарена царем.

Но царь судит этого ленивого раба на основании того ложного стандарта, который раб приписал своему царю: «твоими устами буду судить тебя» (Лк. 19:22).

Мины здесь представляют ответственность. Каждому из нас дана ответственность в жизни. Нас оснастили и отправили на работу – посредством духовного обеспечения, данного Христом, созидать Тело Христово. Если мы верно исполняем эту малую задачу, то по возвращении Христа нам будет дана намного большая ответственность. Эта ответственность будет пропорциональна нашему сегодняшнему труду, хотя награда будет крайне щедрой (например, власть над десятью городами за приобретение суммы, равной заработку бедного работника за 2,5 года). С другой стороны, если с тем, что нам дано, мы не делаем ничего, то тогда мы не получим никакой ответственности, и даже та ответственность, которую мы имеем сейчас, будет у нас забрана:

И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Лк. 19:24-26).

Христос не доверит управление Своим Царством тем людям, которые неверно управляются с тем, что Он дал им сейчас.

Но даже в этой иллюстрации, где был вынесен отрицательный вердикт, этот лукавый раб противопоставляется царским врагам: «врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» (Лк. 19:27). Это сказано о гражданах, возненавидевших его в 19:14. Враги даже не присутствуют, когда судятся рабы. Уже после этого суда царь говорит: «врагов же моих… приведите сюда».

Итак, хотя мы все должны будем предстать на суд пред Христом, на кону будет стоять не наша вечная участь, а наши награды.

Судилище Христово - это фундаментальная доктрина богословия благодати

Доктрина о судилище Христовом является основополагающей для богословия благодати. По всей Библии проходит идея, что есть приз, который нужно выиграть, жалованье, которое нужно заработать, и потеря, которая ожидает тех, кто не дошел до конца. Когда исследователи Библии не отдают должного внимания суду Bēma, вместо этого объединяя два разных суда – один только для верующих, и другой только для неверующих – в один, они приходят к тому, что верующие предстанут на суд Thronos, где их судят, чтобы определить их вечную судьбу. Награда и дар смешиваются, и толкователям Библии приходится тратить огромные усилия, чтобы заставить такие слова, как возмездие и дар означать одно и то же. В конце концов, безвозмездный дар представляется каким угодно, но только не безвозмездным. Подобным образом, наша весьма реальная подотчетность смягчается, и судилище Христово становится чем-то малозначащим.

Богословие благодати естественным образом вырастает из диспенсационализма, в основании которого лежит признание отличий, «верное преподавание слова истины» (2 Тим. 2:15). Ниже представлена небольшая таблица, противопоставляющая безвозмездный дар и награду:

Безвозмездный дарНаграда
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9).…ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:27).
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин. 4:10).Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками (Отк. 2:26).
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Титу 3:5).Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:24-27).
…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:24).Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал. 6:9).
И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром (Отк. 22:17).Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Отк. 22:12).

Есть один отрывок, говорящий одновременно и о даре, и о награде, делая между ними четкое различие:

Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3:9-15).

Греческое слово, переведенное как «сгорит», это katakaiō, которое означает «сжечь дотла, полностью». Этим изображается некто, чье дело полностью сгорело, то есть он не получает вообще никакой награды. «Впрочем», говорит Павел, «сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:15). Здесь изображается человек, спасающийся из горящего дома. Его дом сгорает, но сам он спасается.

Это означает, что даже если у верующего нет таких дел, за которые его можно наградить, его вечная участь все равно в безопасности. Поэтому правильное понимание того, что мы предстанем на весьма реальный суд с весьма реальной возможностью не получить никакой награды, помогает нам правильно смотреть на Божью благодать. Нам не нужно бояться огненного озера, но, тем не менее, мы подотчетны, Писание довольно ясно говорит об этом.

Заключение: несколько слов о наградах

Награды, которые мы можем получить на суде Bēma за служение в этой жизни, преимущественно касаются правления со Христом в Его Царстве. Но желание править со Христом – это не та борьба за власть, которую мы сегодня наблюдаем в мире. Правление Христа будет величайшим служением, которое Он еще совершит для мира. Своим правлением Он будет служить миру с силой и состраданием, и Он исправит всю несправедливость нынешнего века.

Бог не скрывает от нас вопрос наград, потому что Он хочет мотивировать нас ими. Они являются одной из многих значимых мотиваций, которые Он нам дал.

Многие придерживаются ошибочной идеи, что желание получить награду является эгоистичным. Но желание править со Христом связано не с жаждой власти, а с желанием получить больше возможности для служения. Если мы любим Христа и Его народ, то, конечно же, мы будем искать любой возможности, чтобы служить им вечно. Те, кого Он найдет верными в выполнении маленьких задач служения, которые нам даны сегодня, будут награждены большими возможностями вечно служить в Его Царстве. И нет ничего плохого, чтобы хотеть угодить Господу и услышать от Него: «Хорошо потрудился!»