grace notes библейские курсы

Наверх

Библиотека Grace Notes

Книги >

Статьи

МИРОВОЗЗРЕНИЕ: сатанинское и божественное

Однажды наступит мир, в котором будет господствовать праведность – совершенная праведность его Правителя. По этой праведности будет совершаться суд, и всякий грех будет обнаруживаться и справедливо наказываться.

Пс. 71:1-4, 7, 12-14, «О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя…

…во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна…

…ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его».

Это мессианское Царство Иисуса Христа, в котором грех будет чужеродным элементом. Он все еще будет присутствовать, потому что в Царстве будут жить смертные люди с греховной природой, но божественная справедливость и неподкупность Царя не позволит греху беспрепятственно распространяться. Эта картина находится в ярком контрасте с нынешним мирским царством, в котором чужеродной является праведность.

Словом «мир» в русской Библии переведено греческое слово κόσμος, которое, в зависимости от контекста, может обозначать сотворенную вселенную, землю, человечество, или даже украшение (1 Пет. 3:3). В общем, слово κόσμος означает «упорядоченная система». Предметом нашего исследования является следующее библейское значение слова κόσμος: система устройства человеческого общества, сформированная сатаной. О ней мы можем читать в отрывке Еф. 2:1-3.

Еф. 2:1-3, «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие…»

Речь здесь идет о «космосе», которым правит «князь, господствующий в воздухе», в соответствии с «обычаем» которого живут «сыны противления», исполняющие волю этого князя. Эта система мироустройства имеет свои доктрины и свою философию, из которых состоит сатанинское мировоззрение.

Мировоззрение – это видение, или понимание окружающей реальности. Это «очки», сквозь которые человек смотрит на мир, в котором он живет. Сатанинское мировоззрение – это видение мира, основанное на всевозможных доктринах, противных Божьей истине. Диапазон этих доктрин очень широк, часто они противоречат одна другой, но у них есть одна общая черта – все они противоречат Божьему откровению.

Любопытно, что внешнее проявление этих сатанинских доктрин может быть добрым, моральным и благочестивым. Тем не менее, в основании этого «добра» лежит антибиблейская ложь. Например, гуманизм – сегодня это общепризнанное мировоззрение так называемого цивилизованного мира. Вот определение гуманизма: «Гуманизм — это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм не теистичен и не принимает сверхъестественное видение реального мира». Под флагом гуманизма совершается множество добрых (гуманных) дел, но его доктрина совершенно сатанинская – Бога нет, и человек имеет право и обязанность определить, зачем он живет, и как он живет. Таким образом, гуманизм отстаивает права сексуальных меньшинств (внушение обществу, что однополые связи – это нормально) и практику абортов (убийство еще не родившихся детей по желанию родителей).

Может возникнуть вопрос: если Бог праведный и всемогущий, то почему Он допустил распространение сатанинского мировоззрения? Ответ прост: сатанинский κόσμος распространился, когда Бог позволил людям ходить своими путями (Деян. 14:16). Когда Бог попустил людям (народам, язычникам) быть самими собой, освободив их от Своего «назойливого» присутствия, они тут же устремились по пути лжи и нечестия (Рим. 1:21-32).

На протяжении веков Бог давал людям шансы начать «с чистого листа», вернуться на истинный путь, остаться в рамках Его воли. Так, Он обратился к Каину, желая остановить его от задуманного зла. Он уничтожил развращенный допотопный κόσμος, оставив одну семью праведника Ноя, чтобы его дети стали родоначальниками нового человечества. Он разделил и рассредоточил по земле народы, чтобы каждый из них по отдельности искал Его.

В итоге, когда человечество в целом продемонстрировало свою неспособность жить в рамках Божьей истины, Бог избрал один народ, чтобы сделать его хранителем Своего откровения, или божественного мировоззрения – народ Израиля. Для защиты этого народа от тлетворного влияния языческого мира Бог оградил его стеной Закона. Но из-за неверности израильтян Божьим повелениям мирское мировоззрение проникло в Израиль и развратило его. Сам Закон пал жертвой религиозных махинаций, оказавшись в итоге погребенным под толстым слоем человеческих традиций.

Но в ходе истории Бог периодически посылал в Израиль носителей божественного мировоззрения, которые пытались обратить народ к истине. Моисей, Иисус Навин, судьи, пророки, некоторые цари и священники – их миссией было наложить божественное мировоззрение на умы израильтян, отпечатать его на скрижалях их сердец. Одним из них был Соломон – автор богодухновенных книг Библии, противопоставляющих божественное мировоззрение мирскому.

Тем не менее, к моменту прихода Христа лишь единицы в Израиле имели божественное мировоззрение. Абсолютное большинство израильтян, включая их лидеров, имели извращенное представление о Боге, о Законе, о праведности и о Мессии – сатанинское мировоззрение.

Ин. 8:43-44, «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего».

Учение Иисуса Христа встречало яростное сопротивление со стороны иудеев, что неудивительно, учитывая их религиозную и национальную гордость. Божественное мировоззрение появляется в человеке только тогда, когда он смиренно признает авторитет Бога и верой принимает Божье откровение. Следствием же любого бунта против Бога является искаженное видение реальности. Так, неверующие лидеры Израиля были поразительно нерациональны в своем неверии.

Необходимым условием появления в человеке божественного мировоззрения является признание собственной неспособности иметь правильный взгляд на мир без Божьего откровения. Замечательный пример правильно настроенного сердца являет автор 118 псалма.

Пс. 118:12, 19, 66, 73, «Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.

Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую.

Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим».

Он открыт для Божьих наставлений, и Бог, как его Создатель, имеет полное право провести его «индоктринацию». Напротив, отвержение каких-либо аспектов откровения ведет к появлению лжеучения. В данном случае, мирская философия имеет для человека больший вес, чем Божье слово. Старое представление оставляется, новое отметается. Таким образом, некоторые принятые элементы новой божественной истины переплетаются со старыми элементами сатанинской лжи. Рождается ересь.

Одним из ярчайших новозаветных примеров такого процесса является отвержение телесного воскресения из мертвых. Воскресение было центральным местом проповеди Христа и Его апостолов. Но этой проповеди противостояла религиозно-философская система, в которой не было места воскресению. Внутри иудаизма ярыми противниками этой доктрины были саддукеи (Лк. 20:27), вне иудаизма – вся языческая философия (Деян. 17:32; 26:22-24).

Язычники, отвергая представление об одном истинном Боге, обожествляли элементы творения (материя, ангельский мир, время), делая их частью своего «поклонения». В послании к Колоссянам эти элементы творения названы «стихии мира».

Кол. 2:8, 20, «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.

Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений…»

Духовность достигалась посредством взаимодействия «верующего» с этими стихиями. Так, человек связывался с духовным миром через мистицизм, и взаимодействовал с материальным миром через аскетизм. Отвергая (или принижая) полноту божественности и человечности Иисуса Христа, колосские лжеучителя выстраивали иерархическую систему доступа к Богу, основанную на этих, и многих других, «измах». Павел же однозначно заявляет, что смерть и воскресение со Христом раз и навсегда выводит верующего из-под юрисдикции этих «стихий мира», то есть его духовная жизнь никоим образом не зависит от религиозного взаимодействия с творением (Кол. 2:20-3:4).

Подобной проблеме посвящено и 1 послание Иоанна. В асийских церквях, находившихся под апостольским надзором Иоанна, орудовали лжеучителя, проповедовавшие так называемый докетизм – учение о том, что Христос, на самом деле, не воплощался в человека, а лишь казался таковым. Апостол же категорично утверждает, что истинный Христос – это воплощенный Христос. Любой другой «Христос» - это не истинный Бог, а, соответственно, идол. Принятие доктрин докетизма превращало христиан в идолопоклонников, не имеющих общения с Богом (1 Ин. 1:1-4; 5:19-21). 1 послание Иоанна очень много говорит о мире, и «мир» в нем – это религиозно-философская система, отвергающая буквальное воплощение Христа.

У христиан коринфской церкви также были проблемы с доктриной воскресения (1 Кор. 15). Их склонность к греческой философии (мирской мудрости) создавала большие препятствия для их духовности. Следствием принятия мирской философии был полный беспорядок в церкви – и доктринальный, и этический.

Другим примером того, как старое мировоззрение не хочет уступать места новому, является стремление добавить дела Закона к доктринам оправдания и освящения (Деян. 15; Галатам; Римлянам). Иудейские христиане ставили перед язычниками дополнительные условия для их спасения – сначала те должны были стать иудеями через обрезание и подчинение Закону Моисея. Но дело в том, что доктрина спасения делами Закона, сама по себе, была извращением библейского ветхозаветного иудаизма. Ветхий Завет нигде не учит о вечном оправдании человека перед Богом посредством Закона Моисея, напротив, Ветхий Завет провозглашает оправдание верой (Быт. 15:6; Авв. 2:4). Таким образом, иудейские законники примешивали в новое вино христианства старое извращение ветхозаветного иудаизма.

Причиной такой ментальности являлся отказ признать тот факт, что Бог благоволит к «недостойным». Сатанинское мировоззрение поощряет идею превозношения одних людей над другими, и иудеи видели в своей «избранности» заслугу, превозносящую их над язычниками. Современные христиане идут по их пути, когда ставят перед теми, кто им кажется недостойными, дополнительные условия для спасения. На самом же деле, недостойны мы все одинаково, потому что являемся детьми Адама.

Таким образом, мировоззрение, или доктринальный фундамент мышления человека, является очень важным фактором духовности человека. Поэтому библейские апологеты (защитники и проповедники веры) видели корень проблемы, и не отвечали своим оппонентам без предварительной коррекции их мировоззрения. Ведь каждый неверующий, который задает каверзный вопрос, желая уловить христиан, исходит в этом из своего представления о христианстве, которое (представление) по определению ошибочно. Так, Иисус часто отвечал вопросом на вопрос. Почему Он так делал? Он хотел, чтобы вопрошающий увидел изъян в своем мировоззрении (Лк. 20:1-8; см. также 18:18-23). Более того, Иисус открывает корневую мировоззренческую причину, по которой Израиль Его не принял – неверие в откровение Ветхого Завета (Лк. 16:31; Ин. 5:45-47). Несмотря на внешнее почитание Моисея и Торы, иудейские религиозные лидеры не верили тому, что было написано Моисеем (Ин. 5:39-40).

Также Павел, проповедуя язычникам, сначала объясняет им истинного Бога, прежде чем говорить о Христе и Евангелии (Деян. 14; 17). Если проповедовать идолопоклонникам лишь Ин. 3:16, то они попросту встроят Иисуса в пантеон своих божеств. Поэтому Павел последовательно представляет им Бога Отца – Творца, Вседержителя, Законодателя и Судью. Только правильно научившись о Боге Отце, человек может по достоинству оценить Христа и Евангелие (Ин. 6:44-45).

Кстати, это может быть и нашей проблемой в личной евангелизации – часто мы пытаемся наложить истины Евангелия (часто вовсе не истины, а нечто субъективное) на ложное мировоззрение неверующих. Мы пытаемся привлечь их в церковь, обещая какие-то блага. Но нашей целью в евангелизации является не сделать христианство привлекательным для неверующего, а обличить его неверие. Мы должны привести его в столкновение с теми истинами Библии, в которые он не верит. Неверующий должен осознать свою проблему именно как неверующего, а не как пьющего-курящего-гулящего и т.п. Мы – носители истины, которую неверующие должны либо принять и стать верующими, либо отвергнуть.

С этим связана распространенная проблема – человек пребывает годами в церкви, имея старое мировоззрение. То есть в течение его церковной жизни не происходит замены мирского мировоззрения на божественное. Помимо личного нерадения такого человека, причиной может быть и качество учения в церкви. У церкви может попросту не быть инструментов воздействия на мировоззрение людей – она доктринально «беззубая». Как правило, люди в таких общинах обличаются не в том, что они неправильно верят, а в том, что они неправильно или мало делают. Подобно Израилю, который потерял свою уникальную национальную идентичность, пренебрегши Закон Моисея, церковь теряет свою уникальную духовную сущность, пренебрегая библейским учением Нового Завета. Сверхъестественный духовный статус – это единственное, чем отличны и ценны христиане, и когда люди в церкви остаются в доктринальном неведении, они оказываются негодными к духовному труду. Ненаученный христианин не может по-настоящему полагаться на Бога, поэтому его выход – это полагаться на плоть. Из истории Ветхого Завета мы знаем, что упование на плоть неизбежно вело к наказанию и поражению.

Иер. 17:5, «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа».

Поэтому, в терминологии мировоззрения, духовный рост – это процесс «разжимания пальцев», которыми человек держится за свое понимание мира. Духовно расти – это позволять Божьему слову сокрушать старое сатанинское мировоззрение, и выстраивать на его месте новое – божественное. Важно понимать, что мирское мировоззрение – это то, с чем мы все приходим к Богу (исключением являются только дети, выросшие в мудрых христианских семьях). Поэтому, прежде всего, мы должны относиться к нашему христианству как к процессу обновления ума (Рим. 12:1-2).

Пр. 3:5-8, «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих».